К 80-летию Великой Победы: Театр на Покровке поставил «Одну ночь» Евгения Шварца

Сцена Театра на Покровке стараниями художника Виктора Шилькрота превратилась на один вечер в подвал жилого ленинградского дома с его массивными арочными перекрытиями и облицованной плиткой печью.

…Самое начало Великой Отечественной, с улицы доносятся звуки артобстрела. В подвал к управхозу Иваненкову то и дело забегают, привычно вслушиваются в звук метронома, раздающегося из тарелки радио, чутким ухом ловят, что происходит снаружи.

Так начинается спектакль «Одна ночь» (12+) в постановке режиссера Карена Нерсисяна по пьесе драматурга Евгения Шварца.

Удивительно, что пьеса «Одна ночь» практически не имеет сценической истории, хотя сам  Евгений Львович считал ее лучшей из им созданных. С начала блокады и до конца 1941 года  Шварц работал в ленинградском Радиоцентре, потом был эвакуирован в Киров, где пьеса и появилась на свет по горячим следам. Она получилась пронзительной и живой, пронизанной огромным количеством мелких деталей, ухваченных глазом очевидца, наполненной человеколюбием и юмором.

«Одна ночь» рассказывает о сутках в жизни простых ленинградцев. Репетиции пьесы Ленинградским БДТ были свернуты Комитетом по делам искусств с формулировкой, что, дескать, в ней  «отсутствует героическое начало, ее персонажи – маленькие люди, и этот малый мир никому не интересен…»
Представители тогдашнего Комитета по делам искусств так и не сумели разглядеть в трудовых буднях обычных советских людей ежедневный подвиг. Как не сумели разглядеть в произведении Шварца яркую демонстрацию несовместимости хороших людей и чудовищной войны. В пьесе действительно нет ни единого патетического монолога, громких слов о любви к Родине, зато есть конкретные маленькие и очень важные героические дела, ежедневно творимые в условиях голода, дежурств на крышах, налетов, взрывов. Когда не у кого «занять» сухарик – все уже съедено. Когда великим счастьем является достать по карточкам кости, из которых можно потом сварить студень. Но при этом каждый из героев Шварца всем сердцем  верит, что еще одна декада – и кольцо блокады будет прорвано.

Жильцы дома, о котором рассказывает спектакль «Одна ночь», во главе с управхозом Павлом Васильевичем Иваненковым (Евгений Булдаков), объединились в общем порыве выстоять во что бы то ни стало. Герой Евгения Булдакова всячески поддерживает окружающих своим неиссякаемым оптимизмом и соответствующим его положению трудовым энтузиазмом.  «Народ надо дергать, – считает он. – Не понимает народ, что живет в условиях осажденного города. Буду составлять акт на каждого, кто числится в резерве группы самозащиты, а сам во время сигнала воздушной тревоги сидит себе дома».

Только очень близкие люди знают, что скрывается за этой бурной деятельностью и насколько сам Иваненков, не имеющий права ничего припасать на черный день, страдает от голода.

Лагутин (Владимир Бадов) и Иваненков (Евгений Булдаков)

Среди знающих это – монтер Захар Лагутин. Артист Владимир Бадов делает Лагутина  человеком мудрым, научившимся за долгую жизнь любить людей.

«Паша, – говорит он другу, – а ты  погляди на народ любовно. Народ  ведь держится, Павел Васильевич. И конца не видно этому запасу терпения. Есть ли на земле место серьезнее нашего города? И артобстрел, и бомбежки, и кольцо тебя душит, Паша… А как народ ведет себя? Тут музыки нет, блеска не видно, угрюмый шагает перед нами парад, но все таки довольно величественный. Надо бы, Паша, похвалить и приласкать жильцов каждого домохозяйства, каждой квартиры, каждой комнатки…»

Оля (Арина Селезнева) и Нюся (Варвара Насибулина)

Постоянно вертятся в подвале и стараются не сидеть без дела помогающие взрослым трое школьников. Семиклассник Шурик всегда готов сбегать куда-то, принести лекарство, передать новость, поймать очередного «диверсанта» в собственном подъезде-коридоре или отчебучить еще какую-нибудь шалость (Гурам Квициния). Его неуемные фантазии сдерживают, но и от них же приходят в тайный восторг его веселые подружки – восьмиклассницы Оля (Арина Селезнёва) и Нюся (Варвара Насибулина).

Забегает в подвал с завидным постоянством отзывчивая Ольга Петровна (Татьяна Насташевская). Чтобы снять страх и стресс, в котором она постоянно пребывает, домохозяйка вслух комментирует каждое свое действие, попутно сообщая окружающим, где можно отоварить крупяные карточки или достать телячьи копытца с верхушкой. Именно она позже будет хлебосольно угощать соседок студнем из этих самых с таким трудом доставшихся телячьих копытцев. Именно она принесет в подвал весть, что «в девятом номере жиличка пропала, четвертый день нет ее».

Жиличку эту зовут Даша (Мария Волкова), она работает на оборонном заводе чертежницей. Дашу отправляется разыскивать в Ленинград ее мать Марфа (Татьяна Швыдкова).

Марфа (Татьяна Швыдкова) и Иваненков (Евгений Булдаков)

Марфа Татьяны Швыдковой – простая и традиционно сильная русская женщина. Она пробралась сквозь фронт в окруженный врагом город, по дороге раздав запас своих продуктов нашим бойцам. Героиня хочет через дочь Дашу, работающую в Ленинграде, найти сбежавшего из дома младшего сына Сереженьку (Николай Балацкий). Ведь Даша и Сергей всегда были близки. Мальчишка стянул чужие документы и по ним решил отправиться на фронт несмотря на юный возраст. Марфа в ужасе разыскивает сына уже несколько дней, и по ее сведениям есть одна последняя ночь, чтобы остановить Серёжу перед оправкой на фронт.

Ночка эта окажется трудной для всех – и для Марфы, и для Даши, и особенно для командира санзвена Елены Архангельской (Юлиана Сополёва). Бывшая «музыканша» только-только курсы ГСО прошла и освоила первичные медицинские навыки. Архангельская в эту ночь тоже обнаружит в себе черты характера, о которых ранее и не подозревала, которые помогут ей справляться с навалившейся медицинской ответственностью и задуматься о дальнейшей профессии врача.

В спектакле, несмотря на серьезность темы, много юмора – прежде всего, в подмеченных особенностях характеров. Измученные страхом и голодом люди, тем не менее, шутят и смеются, стремясь вместить всю оставшуюся жизнь в минуты, которые отмеривает им безжалостный метроном…

Есть в постановке очень серьезные мысли блокадника Шварца, которые остаются актуальными и сегодня. Артист Владимир Бадов устами своего монтера Лагуткина во время авианалета произносит: « Ненавижу дураков…» И поясняет: «Я это – о фашисте. Ох, если бы это летала над нами смерть на бледном коне! Страшно это, но красиво! Ох, если бы это чудовище носилось над городом – змей холоднокровный, дикий… Но – нет! Это дурак мальчишка над нами висит, аккуратный, застегнутый, подтянутый… Что ты изменишь в ходе войны, если, скажем, сейчас Ольгу Петровну разорвешь? Как это страшно и глупо!»

В спектакле Театра на Покровке его создатели с болью, юмором и острой иронией  объясняются в любви людям, вынесшим на своих плечах неподъемную ношу. Как бы безнадежно не выглядела их миссия в процессе спектакля (автор писал пьесу, не зная еще, чем закончится блокада), но мы-то, потомки, знаем, что все вместе они навалились и выстояли, каждый на своем месте. Выстояли, проявив чудеса героизма неприметного, который от этого не стал менее значимым. И подарили нам Великую Победу.

Елена Булова.

Фото предоставлены театром на Покровке

Добавить комментарий