В Вахтанговском театре замахнулись на Теннесси нашего, на Уильямса

На Новой сцене Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Говори со мной» режиссера Эльдара Трамова. Основой постановки стали сразу пять пьес Теннесси Уильямса в переводе Василия Аксёнова, написанные с 1940 по 1970 год.

Спектакль Трамова решен в непривычной, почти клиповой манере. Зрителю не сразу удается понять, что именно перед ним – действие, которое разворачивается в реальном времени, или осколки воспоминаний героев. Поначалу логика повествования теряется и кажется комбинацией несвязанных сцен. Чтобы увидеть больше,  нужно, видимо,  заглянуть глубже и задать себе вопрос: «А кто, собственно,  все эти люди?»  Знание истории создания и изначального  содержания пьес в этом поиске сильно помогает.

Например, в пьесе «Долгое прощание» 1940 года герой вспоминает о времени, когда его семья состояла из четырех человек. События, связанные с жестокостью отца, смертью матери, непростыми отношениями с сестрой переживаются с новой силой в момент переезда героя из старого дома. Материал этот во многом автобиографичен для Уильямса и является кратким прообразом более позднего знаменитого «Стеклянного зверинца».

Вторая пьеса, «Портрет Мадонны» 1944 года, рассказывает историю невменяемой старой девы, живущей в бедности и хранящей воспоминания о бывшем возлюбленном. «Портрет мадонны» содержит мотивы женского одиночества и стремления жить иллюзиями, которые будут позже развиты во всех «полноформатных» вещах Уильямса.

«Отчужденная собственность» 1946 года переносит зрителей на железнодорожную платформу на окраине маленького американского городка. В облике юной героини сквозит не по годам развитая трагическая оставленность. О драме этой детской души мы  узнаем из «исповеди» Тому – соседскому мальчишке, играющему на станции с воздушным змеем.

История «Поговори со мной, как дождь, и дай мне послушать» 1953 года разворачивается практически в пустой комнате, где присутствуют Мужчина и Женщина. Аскетичность декорации позволяет режиссеру придать действию сюрреалистическое звучание: зритель теряется в догадках, является ли Женщина плодом воображения Мужчины,  или это вполне  живое существо, аллегорический покров молчания которого спадает в процессе откровенного разговора? Эльдар Трамов, кстати, тут пользуется «индульгенцией» самого драматурга, оставленной  в комментариях к пьесе, и решает действие в иносказательной манере.

Пьеса «Не могу представить, что будет завтра» 1970 года рассчитана на двух артистов и написана для телевидения. По изначальному замыслу автора, за героиней – одинокой, но энергичной старой девой ухаживает патологически застенчивый учитель. В спектакле это обстоятельство опущено, персонажи – просто одинокие люди. Они устали от монотонно повторяющихся событий жизни. К тому же героиня актрисы Ольги Тумайкиной испытывает сильную физическую боль. История, рассказанная ею о смерти, позволяет Эльдару Трамову поговорить на эту тему как о естественной стороне человеческого бытия.

Наконец, героиня новеллы «В книжном магазине» – знаменитая оперная певица возвращается в родной город, где когда-то была счастлива, но она так изменилась за пятнадцать лет, что даже близкие люди ее не узнают.

Писатель  и домочадцы, завязшая в фантазиях экзальтированная дама, портье и лифтер гостиницы, врач и медсестра, художник и его Муза, мальчик и девочка на станции, оперная дива – все эти образы населяют пространство спектакля и созданы талантом вахтанговских артистов Карена Овеяна, Анны Антоновой, Данилы Гнидо, Анастасии Джентилини, Марины Есипенко, Григория Здорова, Виталия Иванова, Екатерины Крамзиной, Анны Ляховой, Олега Макарова, Яны Соболевской, Александры Стрельциной, Ольги Тумайкиной.

Отдельных слов восхищения заслуживает изумительная  сценография и костюмы Максима Обрезкова. Заслуженный художник России создал различные пространства, насытив их декорациями из мятой бумаги и световым наполнением в различных тонах: фуксия, изумрудный, голубой, синий, песочный, молочный…

Теннесси Уильямс — автор театральной природы, его пьесам присущи эклектичность, сквозные мотивы, большое количество символов, «чеховская» музыкальность действия и много чего еще. Все эти составляющие есть  в спектакле Трамова, но, к сожалению, общая конструкция постановки  далека от принципа «золотого сечения».

Так или иначе, действие в конце концов выстраивается вокруг двух стержневых тем: отчужденности творческого человека от общества и спасения творческого человека в придуманном мире.

У Уильямса в предложенном материале нет привычных любовных линий. Отсутствие любви, как и ее поиск, выступает движущей силой, наполняющей героев своей темнотой и ощущением неизбежности. В постановке отчетливо слышен  «безнадежный блюз», возникающий от соприкосновения одиночеств, которым проникнуты все произведения драматурга.

Но вымышленный мир – всегда иллюзорен. Человек в силу своей природы стремится к себе подобным, что бы он там себе ни фантазировал. Посыл «говори со мной», ставший названием спектакля, и есть символическая нить Ариадны, которая, с точки зрения режиссера, способна вывести героев из «бункера» разрушающей тишины. И, когда тишина эта действительно нарушается, обнаруживаются вполне человеческие желания теплоты, понимания, сострадания, стремление преодолеть детские травмы и страх смерти. Что дарит в финале этого спектакля зрителю пусть и слабую, но надежду.

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий