Тайна человеческого счастья столетиями занимала умы ученых, и вот наконец ключ к разгадке вроде бы найден. В прошлом году завершилось самое масштабное и продолжительное в мире исследование, которое ученые Гарвардской медицинской школы вели целых 85 лет. Глобально суть его заключалась в поиске ответа на вопрос, какой образ жизни делает человека счастливым. И одним из аспектов был выбор профессии. Выяснилось, что на рабочих местах, которые практически не требуют человеческого взаимодействия и не дают возможности построить значимые отношения с коллегами, как правило, работают самые несчастные сотрудники. Действительно ли это так и применимы ли выводы американских ученых к российской действительности? Своим мнением с «МП» поделилась руководитель компании по ВЭД «Команда Сикурс», завкафедрой «Владельческое управление» Международного НИИ проблем управления (МНИИПУ) Раиса Донская.
Исследователи из Гарварда в числе прочего пришли к выводу, что секрет счастливой, здоровой и продолжительной жизни заключается вовсе не в деньгах, профессиональном успехе, физических упражнениях или здоровом питании. Все дело в позитивном отношении – это то, что делает людей счастливыми на протяжении всей жизни. С этим согласна и Раиса Донская.
– Мой опыт руководящей работы на управленческих и директорских должностях составляет в общей сложности более 16 лет, в том числе я возглавляла и координировала работу множественных иностранных подразделений холдингов. Внутренняя составляющая моей управленческой деятельности заключается прежде всего в работе с командой, причем как собственной, так и клиентской, – начиная от подбора и обучения сотрудников, заканчивая распределением нагрузки внутри коллектива. За годы руководства встречала разное отношение сотрудников к своей работе, а также наблюдала, как складываются отношения внутри коллектива. На основе многолетних наблюдений могу с уверенностью сказать, что коллектив и общение имеют большую важность для душевного состояния любого сотрудника. Однако сама по себе рабочая обстановка практически никогда не является причиной несчастья, это, скорее, как один из симптомов болезни, – делится наблюдениями эксперт.
Еще в 1990-х российские управленцы стали задаваться вопросом, нужно ли сотруднику раз в несколько лет полностью менять обстановку и коллектив – такое особенно часто практиковалось в Европе, откуда, собственно, и пришла эта мода к нам. Считалось, что полная смена штата каждые три года способствует улучшению результатов работы. Однако в нашей стране эта теория не прижилась и вызывала много вопросов еще на том этапе, когда ее имплементировали. Суть практики была в том, что при смене рабочей обстановки сотрудник более активно и легко включается в процесс, а если должность занимается более 5 лет, человек засиживается на одном месте и теряет не только мотивацию, но и интерес. Психологи доказали, что человек может терять интерес к любому процессу уже через 3 – 4 года после начала его выполнения, и это касается не только работы, но и бизнеса. Для европейских компаний такая практика была удобным способом отсеивать наиболее неэффективных и пассивных работников, которые за этот период времени не смогли достичь больших результатов или добиться повышения. На новом рабочем месте этот самый «скучающий» сотрудник может начать с той же ступени развития и либо будет опять уволен, либо будет иметь доход без возможности его повышения. Однако в нашей стране, где многие руководители компаний – это люди, выросшие на советской системе, а обученные сотрудники с опытом – на вес золота, сложно представить, что компании смогут пережить такую «текучку» кадров, пытаясь таким способом повысить эффективность. Кроме того, процесс обучения сотрудника во многих компаниях занимает достаточно много времени, поэтому его реальная эффективность может достигать своего пика как раз после 3 – 5 лет труда, а частая смена рабочих мест для самого сотрудника скорее стресс, нежели возможность сменить обстановку и вдохновиться.
– Если человеку комфортно на работе, его устраивает уровень зарплаты и он справляется с поставленными задачами, как правило, такой сотрудник не меняет место без резкой причины и может годами трудиться на одном месте, – считает Раиса Донская.
Что же касается того, может ли работа делать сотрудника несчастным, а также какую роль в этом играют руководитель и коллектив, разбираем подробнее. Эксперт выделяет два блока ответственности.
- Ответственность руководителя
По мнению Донской, задача руководителя – отмечать и не игнорировать состояния внутреннего несчастья своих подчиненных, когда, например, у сотрудника возникает стойкое ощущение, что работа не приносит ему удовлетворения или недостаточно интересна, либо же есть чувство, что коллектив для него слишком унылый и скучный.
Еще одна важная задача хорошего управленца – это регулярное перераспределение рабочих задач внутри команды.
– Не один десяток лет я убеждаюсь, что когда сотрудники сдвигают между собой зону ответственности, то есть имеют возможность пожить в «шкурке» своего коллеги, они начинают больше общаться между собой и, как итог, лучше понимают друг друга, – делится опытом эксперт.
А вот введение KPI, по ее мнению, вносит внутреннее разделение в коллектив и создает искусственную, абсолютно ненужную конкуренцию. Такой подход неизбежно «вбивает кол» между людьми с точки зрения должностных обязанностей, и вот на этом фоне у сотрудников нередко начинается социальная изоляция, которая приводит к потере мотивации и эмоциональному выгоранию. Часто это приводит к разладу внутри коллектива.
– Мы как руководители зачастую сами создаем нездоровые отношения между людьми в коллективе, сталкивая коллег лбами, от чего в итоге они начинают чувствовать себя несчастными и перестают получать удовлетворение от работы. Поэтому руководителю важно создать здоровый климат в коллективе, поддерживать дружескую обстановку, но это отнюдь не значит, что сотрудникам позволено переходить личные границы. Внутри коллектива нужно создавать доброжелательные отношения, где все работают на общий результат и нет пренебрежительного отношения, в том числе нет и попыток делить команду на «лучших» и «отстающих», – объясняет Раиса Донская.
Еще одной находкой, повышающей общий уровень «счастья» в коллективе, которая стала актуальна во времена пандемии, оказалась удаленка.
– Безусловно, в самом начале такой режим работы был вынужденной мерой, и были большие сомнения, что продуктивность команды сохранится. Однако рабочая эффективность не просто сохранилась, она в разы повысилась. В итоге даже после отмены всех ковидных ограничений наша компания и по сей день сохраняет удаленный режим работы. Сотрудникам комфортно, они не устают так сильно от дороги, у них больше свободного времени и больше желания работать на результат, – делится опытом Раиса Донская. – Также я не заметила, чтобы кто-то из сотрудников скучал по живому общению или рвался обратно в офис, то есть даже больше, чем общение, людям нужна свобода. Поэтому я считаю, что режим работы сильно влияет на комфорт коллектива и тенденция с удаленкой во всех смыслах положительна.
Может ли руководитель повлиять на счастье или несчастье сотрудника? По мнению эксперта, влияние это достаточно условное. Скорее, управленец может воздействовать на комфорт и продуктивность, а также на желание человека оставаться в коллективе и без веской причины не менять место работы, но не более.
- Ответственность самого сотрудника
Если человек находится в состоянии внутреннего жизненного несчастья, то есть изначально несчастным его делает вовсе не работа, а отношение к жизни, то даже на хорошей работе, какие бы позитивные люди его ни окружали, его внутреннее состояние от этого не наладится. В этом, по мнению Донской, заключается очень важная тонкая правда: можно сколько угодно создавать хорошие условия, но пока сотрудник испытывает синдром «жертвы», он не будет счастлив ни на работе, ни где-либо еще. Изначально человек должен быть счастлив сам по себе, тогда ему будет нравиться и его работа.
– Недавно меня вез в такси бывший руководитель художественного театра из одного маленького городка. Прекраснейший человек, с которым мне посчастливилось провести полтора часа интересной интеллектуальной беседы. Он отнюдь не страдает от того, что работает таксистом, так как сам по себе уже изначально счастливый человек – сам себя нашел, сам себя понимает, знает, чего хочет и для чего он это делает. У него нет состояния «жертвы». Мечтал ли он о другой работе? Возможно. Но это не мешает ему получать удовольствие от того, чем он занимается сейчас, находя плюсы в более свободном графике, возможности изучать город и в свободную минуту слушать любимую аудиокнигу, а также просто в общении с разными людьми, – приводит пример Раиса Донская.
Так может ли работа, коллектив или руководитель сделать человека несчастным? Эксперт уверена, что глобально – нет, так как несчастье – это то, на что мы никак не можем повлиять, это обстоятельства, которые мы не в силах изменить. В остальном все просто. Задаем себе вопрос: можем ли мы поменять работу или коллектив, которые нам не нравятся? Если ответ положительный, значит, у нас есть возможность влиять на этот фактор и причина нашего несчастья кроется в чем-то другом – каких-то внутренних проблемах или отношении к жизни. И вот с этим уже нужно как-то бороться.
Фото Freepik