30 марта 1970 года на экраны вышел фильм режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Для нескольких поколений зрителей культовый советский вестерн, вернее – истерн, стал одним из самых любимых фильмов.
В первый год проката фильм, рассказывающий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы Гражданской войны, посмотрели 35 миллионов зрителей. Фильм мгновенно разошелся на цитаты.
Картину сняли на производственной базе киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым. Приступая к работе, Владимир Мотыль хотел снять именно вестерн.
«Я стремлюсь снять вестерн, – говорил он. – Однако не путем подражания. Мы идем другим путем, но жанр в конечном итоге останется».
У картины «Белое солнце пустыни» сложная судьба. Трудности в работе над ней начались практически с самого ее старта.
С 1966 года в кинематографической системе Советского Союза, при «Мосфильме», начала работать Экспериментальная творческая киностудия (ЭТК), представлявшая собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала. ЭТК могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году киностудия пригласила к работе над сценарием нового фильма Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Когда первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство не устроил, им дали новых соавторов – Рустама Ибрагимбекова и Валентина Ежова. Последний, разговаривая с ветераном Гражданской войны, услышал историю о том, как один басмач, убегая, бросил в пустыне свой гарем. Решили, что она и станет сюжетообразующим началом нового сценария.
Официально работа над сценарием началась 7 июня 1967 года и была закончена в июле. Андрей Кончаловский, получив предложение экранизировать роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо», ушел еще до окончания работы над сценарием. Предложения возглавить съемки отклонили Витаутас Жалакявичюс, Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский. В конце концов стать режиссером предложили Владимиру Мотылю, уже известному по картине «Женя, Женечка и «катюша». В это время Мотыль хотел ставить кино о декабристах «Звезда пленительного счастья», но все же согласился.
Сценарий под рабочим названием «Пустыня» был принят в работу на 1968 год. Окончательное наименование кинокартины – «Белое солнце пустыни» – придумал первый зампредседателя Госкино Владимир Баксаков. Сначала же фильм назывался «Спасти гарем».
В январе 1968 года начались пробы. Претендентами на главную роль красноармейца Сухова были Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. По одной из версий, Юматов накануне съемок подрался, ему разбили лицо. Ждать выписки актера из больницы и возвращения его в форму означало отложить съемки фильма на месяц. Поэтому сниматься позвали Анатолия Кузнецова.
На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров, на роль Верещагина – Ефим Копелян. В итоге Саида в фильме играет актер Театра сатиры Спартак Мишулин, а Верещагина – актер Ленинградского БДТ Павел Луспекаев. Мотыль предложил тяжелобольному Луспекаеву, который после ампутации пальцев на обеих ступнях мог ходить только с тростью, сняться на костылях, однако актер это решительно отверг. Мало того, он заявил, что сниматься будет без каскадеров.
Интересно, что лишь три «жены Абдуллы» были актрисами. Остальные шесть девушек – представительницы самых разных профессий: журналистка Велта Деглава в роли Хафизы, переводчица Светлана Сливинская в роли Саиды, инженер Алла Лименес в роли Зарины, а также продавщица, баскетболистка и научный сотрудник. В роли младшей жены Гюльчатай снимались две девушки: студентка Московского циркового училища Татьяна Денисова и учившаяся в балетном училище Татьяна Федотова.
Долго искали супругу товарищу Сухову – «любезную Катерину Матвеевну». Ее сыграла журналистка, телеведущая и редактор из «Останкино» Галина Лучай.
На роль молодого красноармейца Петрухи среди прочих пробовался Савелий Крамаров. А досталась она непрофессиональному актеру Николаю Годовикову. Николай попал в картину случайно. Ранее утвержденный на роль Петрухи Юрий Чернов от съемок отказался, и Мотыль обратился к Годовикову, работавшему в это время слесарем на заводе. Режиссер знал Николая по эпизодической роли в фильме «Женя, Женечка и «катюша», а еще раньше Николай, также в эпизоде, снялся в картине Геннадия Полоки «Республика ШКИД».
Роль Абдуллы исполнил ведущий актер Тбилисского академического театра Кахи Кавсадзе.
«Белое солнце пустыни» снимали в Туркменистане и Дагестане, большинство сцен снято на берегу Каспийского моря в окрестностях Махачкалы и Каспийска.
«Съемки фильма начались в мае 1968 года, однако минуло четыре месяца, а конца работы видно не было, – пишет Фёдор Раззаков в книге «Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972». – В начале октября Мотыль отправил в адрес руководства ЭТО (Экспериментальное творческое объединение, в которое в 1968 году переименовали ЭТК, лишив былой самостоятельности. – С. И.) телеграмму, где сообщал, что экспедиция по плану должна была быть закончена 20 сентября, но из-за большого брака пленки (2335 м) и плохой работы режиссерского состава в отведенный срок уложиться не удалось. С 22 по 30 сентября снято всего 99 полезных метров, простой из-за непогоды 4 дня, один выходной. Группа испытывает трудности с актерами, сложности со съемками на воде, с животными (имелись в виду лошади). Большая разбросанность объектов (группе приходится курсировать между Каспийском и Сулаком). Мотыль открытым текстом пишет, что положение катастрофическое, что было правдой: только затраты по фильму к тому времени достигли уже 311 тысяч рублей из 450 тысяч, отведенных на весь съемочный процесс».
В конце октября 1968 года съемочная группа вернулась со съемок. Руководство ЭТО собрало художественный совет, чтобы посмотреть отснятое и вынести решение, стоит ли продолжать работу. Полной уверенности в том, что из фильма получится что-то стоящее, не было. На прошедшем 11 ноября худсовете мнения насчет картины разделились. Одни считали, что фильм интересный, оригинальный, настоящий вестерн и зритель на него пойдет. Другие полагали, что это никакой не вестерн, а нечто с замедленным ритмом, небритая физиономия Сухова неприятна, и вообще – тускло, невыразительно, неэмоционально.
На следующий день после заседания худсовета Григорий Чухрай прислал Владимиру Мотылю письмо, в котором выражал крайнее беспокойство в связи с ситуацией, которая складывается вокруг картины.
«Очень огорчает то, что в материале, который мы просмотрели, Сухов абсолютно бесхарактерен, – писал он. – В нем отсутствуют качества, которые могли бы сделать Вашу картину оригинальной, отличной от известных западных образцов, чувство мужицкого юмора, мужицкая смекалка, простота и полное отсутствие позы, а главное, действенность, человечность, красота и другие качества, присущие данному герою. Зритель в первую очередь должен любить Сухова. А за что его любить? В Вашем материале, к сожалению, нет даже намека на это. И это вызывает у меня самое большое опасение. Тем более и в других героях очень мало необходимой в данном жанре характерности».
Сошлись на том, что съемки не свернут, но в фильм надо внести ряд поправок. Например, следовало убрать эпизод с сумасшествием жены Верещагина после его гибели; не поджигать бак, в котором заперлись Сухов и гарем; убрать «обнаженки» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.
В середине января 1969 года съемки картины вновь остановили. На этот раз Владимира Мотыля обвинили в большом перерасходе сметных ассигнований, в том, что он поставил студию в сложное финансовое положение, в непрофессиональной работе.
4 февраля 1969 года в сценарно-редакционной коллегии ЭТО вновь состоялось обсуждение отснятого материала. На этот раз критики было еще больше. Фильм находили сумбурным, говорили, что сцены побоища сняты водевильно, а сама картина похожа на пародийный фильм о пиратах. В итоге было решено внести в «Белое солнце пустыни» еще ряд поправок: поменьше крови, побольше лирики и юмора.
Решением руководства ЭТО срок сдачи фильма продлили до 29 мая. При этом Владимира Мотыля решили заменить на Владимира Басова, только что закончившего работу над патриотическим фильмом про чекистов «Щит и меч». Однако Басов от этого предложения наотрез отказался. И тогда было принято решение… смыть весь отснятый материал. Пытаясь спасти фильм, Владимир Мотыль написал письмо министру кинематографии Алексею Романову:
«Фильм «Белое солнце пустыни», отснятый на 2/3, законсервирован и может не завершиться вообще. Между тем это одна из попыток творческого освоения «вестерна» в нашем кинематографе, которая сулит широкий зрительский интерес, рассчитана на прокатный эффект, на большую прибыль».
Министр режиссера не принял. Удача пришла с неожиданной стороны: Министерство финансов отказалось списывать убытки, поэтому хочешь-не хочешь, но съемки надо было завершать.
«Более того, Госкино согласилось выделить дополнительные средства для завершения работы над картиной, – пишет киновед Фёдор Раззаков. – В итоге вскоре съемочная группа отправилась на последние натурные съемки в Туркмению, где и завершила работу над фильмом».
В начале сентября 1969 года работа над фильмом была полностью окончена. И тут руководство «Мосфильма» решило внести в него еще 27 поправок. Мотыль сделал лишь некоторые из них: сократил эпизоды с пьянством Верещагина, вырезал икону Богоматери со струйкой крови в сцене убийства хранителя музея, заново переоркестровал музыку Исаака Шварца… Однако такой вариант генерального директора «Мосфильма» не удовлетворил, и он настоял на том, чтобы акт о приемке картины в Госкино не подписывали.
И тогда картину решили «прогнать по дачам». Была такая практика – показывать новые фильмы на дачах членов Политбюро. Кино увидел Леонид Брежнев. Большой поклонник западных вестернов, Леонид Ильич пришел в восторг.
«Тем же вечером он лично позвонил руководителю Кинокомитета Романову и выразил ему признательность за появление подобной ленты, – рассказывает Федор Раззаков. – Естественно, после такого звонка киношный руководитель решил тоже познакомиться с фильмом. Как вспоминает сам В. Мотыль, картина Романову понравилась. И он распорядился вместо оставшихся почти двадцати поправок осуществить только… три».
Фильм был допущен в широкий прокат. Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в Москве прошла 30 марта 1970 года.
С «Белым солнцем пустыни» связана традиция наших космонавтов: за сутки перед отправкой на орбиту они смотрят этот фильм. Считается, что это убережет их от опасностей и катастроф.
В 1997 году, когда отмечался 30-летний юбилей с начала работы над «Белым солнцем пустыни», кратеры на Венере назвали именами жен Абдуллы и супруги Сухова.
В 1998 году фильм получил Государственную премию России.
Сергей Ишков.
Фото с сайта domkino.tv