С 1 сентября 2024 года в старших классах школ и техникумах (колледжах) вводится новый предмет – «Семьеведение».

Предполагается, что преподавать его будут классные руководители в рамках формата «Разговоры о важном» или внеурочной работы.
Чтобы ввести курс с 1 сентября, в апреле надо было бы иметь полную программу и ее пилотные испытания до окончания предыдущего учебного года. Вместо этого получили споры, что, возможно, идем не тем путем. Заказчикам и подрядчикам разработок пришлось оправдываться. И все же в продвижении курса «Семьеведение» произошел прорыв.
«Семьеведение» оказалось в несколько лучшем состоянии, чем, например, проектируемый вузовский курс «Основы российской государственности». И все же разработчики напоминают двоечников с чиновничьим уклоном. Их титаническая работа в значительной степени состоит из собирания локального опыта, который уже есть в 36 регионах. Проектировки отражают собственные представления, как это должно быть. Реальная ситуация в семье и обществе игнорируется.
Для этого надо, как минимум, научиться адекватному описанию реальности. Во всех биологических науках грамотная феноменология служит залогом победы на пути познания истины. В медицине тоже. Нынешнее состояние института семьи в разных странах мира, начиная с позапрошлого века, ставит перед национальной властью задачу больше медицинскую, чем педагогическую.
В доковидном прошлом примерно так же выполнялось поручение президента по мужскому здоровью. Разговоры на мероприятиях в парламенте соскальзывали на привычную тему женского здоровья, и дальше этого дело не пошло. Задачи нового курса «Семьеведение» в точности те же, которые не были выполнены в тематике мужского здоровья. Заход другой, и это правильно для тех случаев, когда актуальная задача не решается, покрываясь броней релевантной шелухи.
Адекватную траекторию дискуссий по разным человеческим тематикам задал председатель Думы Вячеслав Володин. Надо думать, не сам изобрел, но выполнил национальную задачу напомнить о роли мужчины в обществе и отца в семье. Установка председателя Думы стала холодным душем для общественников, психологов, педагогов, журналистов, построивших свою жизнь на основании разрушения чужих жизней.
Первые этапы разговоров о важном семьеведении были убиты на сомнения философского толка – да зачем это нужно? Кто будет преподавать сексуально подкованным подросткам – училки-разведенки, девушки с ребенком? Философские сомнения сопровождались проблесками с признаками ЛГБТ-экстремизма: а если мальчик захочет шить, а девочка забивать гвозди в табуретку? Иногда было трудно отличить, о чем говорят на парламентских мероприятиях, о семьеведении или уроках трудолюбия с технологиями.
Хотя это не имеет отношения к теме заметки, но отметить все же надо. Отечественное кинопроизводство выполняет национальную задачу реанимации института семьи как минимум с момента, когда Владимир Мединский вернул его продукцию в массовый прокат. С текущего Года семьи подтянулось книгоиздание. Авторам сменили установку с деморализации семьи на любовную романтику в межполовых отношениях. В АСТ появился специальный редактор по возрожденной тематике.
Законодатели поняли, что безнадежно отстают и активизировались. Предварительная работа проведена силами Института изучения детства, семьи и воспитания, которому Минпросвет поручил разработку курса.
Итоги проделанной работы представил главный научный сотрудник Института Алексей Майер на заседании рабочей группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства по доработке проектов федеральных законов и содержания курса «Семьеведение». Заседание провела член комитета Татьяна Ларионова в жестком режиме. Она потребовала не говорить о проблематике, мы ее хорошо знаем. Давайте предложения.
По словам депутата Ларионовой, курс не претендует на обязательность. Реализуется за пределами школьной программы системно и последовательно в безоценочном формате. Может быть с 1 по 11 класс с учетом психолого-возрастных особенностей. Ларионова считает, необходимо начинать с 14-16 лет как наиболее перспективного и проблемного возраста.
Семьеведение уже проводится в 36 регионах России. Его практически нет в СПО. Это плохо, потому что СПО переживает ренессанс. Большинство подростков из неполных семей хотят быстрее получить профессию, начать зарабатывать и помогать маме.
Замминистра просвещения Анастасия Зырянова сообщила о поручении разработать внеурочный курс «Семьеведение» для детей старших классов и СПО. Замминистра отметила, все мы помним курс «Этика и психология семейной жизни» в 80-х годах. Не зашел, кроме учебника не разработали шлейф.
Депутат Лариса Тутова вспомнила, что курс «Этика и психология семейной жизни» вела классный руководитель, молодая и обожаемая с небольшим опытом. Женская интуиция помогала. Депутат благодарна тем урокам. Но главное – «не навреди».
Сотрудники Института-разработчика Алексей Майер и Ксения Савченко рассказали о модульном формате проектируемого курса. Необходимы знания биологии. Предусмотрено формирование поло-ролевого поведения, характерного для полноценной семьи. Занятия величают викторинами, тренингами и конкурсами.
Часть работы по подготовке курса состояла в сборе материалов региональных проектов, но использовать локальный опыт разработки отказались.
Председатель правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения» Михаил Смирнов захотел бы знать статус этой разработки. Но не узнал. Предложил отсечь квази-семьеведческие активности. Докладчику от разработчиков Майеру сказал: сколько у вас мусора! В мусоре увидел несколько ловушек. Михаил Смирнов считает, что программа семьеведения не должна быть помощницей обществознания. Вывод от главного в «Сообществе практиков образовательного семьеведения» прозвучал как приговор: не хотели изобретать велосипед, но изобрели.
Ловушку в разработках обнаружил эксперт комитета Никита Штыков. С высоты своего научного подхода он заявил, что слово «гендерные исследования» на третьей странице представленных материалов входит в понятийный аппарат, составляющий основу экстремистского движения ЛГБТ. Применять его нельзя. А вот термин «содомия», принятый официально, можно использовать.
Возник шум, и Татьяна Ларионова вынуждена была примирительно сказать эксперту, что его услышали и не все здесь согласны с ним.
Согласилась с Никитой Штыковым сотрудник Института Анна Теплова. Она считает, должен быть научный подход, иначе будет нас тормозить, будем ехать на квадратных колесах. Полоролевые отношения относятся к социологии, а мы не социологи.
Анна Теплова разобрала курс по часам и осталась недовольна такими планами. За восемь часов ценности не освоишь. 12 часов чистая психология. ЗОЖ по объему равен разделу «Семья в жизни общества». Семейная политика шесть часов может быть сокращена в пользу ценностей. Сценарий об одном, практическое занятие о другом. Если полоролевые отношения залетели в социологию, у разработчиков явно плохо и с социологией, и с биологией. Штыков и Теплова правы, однако же, в том, что навязанных «ошибок» делать нельзя.
Слово «гендерный» относится к числу лингвистических инструментов мягкой силы. Это мем и одновременно хештег, который, подобно наводчику в тылу, перенаправляет сознание подопытного населения и особенно его национальной власти на боевые проекты мягкой силы. В частности, такие элементы англосаксонской евгеники, как отложенная рождаемость или кастрация людей под видом смены пола.
Татьяна Ларионова хочет, чтобы традиционная встреча в Думе с семьями 8 июля была посвящена семьеведению.
Речь идет об относительно новом национальном празднике «День семьи, любви и верности».
Формат праздника придумал политолог и историк Юрий Московский, взяв за основу историю местночтимых муромских святых Петра и Февронии. Идея оказалась настолько удачной, что Муром раз в год на несколько дней становился столицей семейного движения. Проводились праздничные мероприятия и ярмарки, привлекая огромное количество молодых семей и просто влюбленных. Праздник завершался масштабным концертом на берегу Оки с организацией и трансляцией Первого канала.
География праздника «День семьи, любви и верности» стала стремительно распространяться. Мы дважды побывали на празднике в Муроме. Фонд-организатор праздника под руководством Светланы Медведевой подвергся проверочной атаке по инициативе партии «Яблоко». Проверка не нашла ничего предосудительного. Тем не менее, мероприятия в Муроме закрыли.
Причину выявили наши опросные исследования, опубликованные и в публицистической, и в научной форме. Оказалось, «День семьи, любви и верности» мешал импортному празднику «День Святого Валентина». Выявились любопытные и даже поучительные закономерности.
Во-первых, импортный праздник освещается в электронных СМИ по времени меньше, но намного эффективнее благодаря формату множественных повторяющихся информационный уколов. Получается атака клонированных дронов с эффектом, известным в генетике как «эффект положения», когда последствия зависят от окружения, то есть информационного фона, в который погружено действующее начало.
Во-вторых, наше исследование показало, формат импортного праздника настроен на разрушение семьи. Задача хоть тушкой, хоть чучелом протащить ту же идею, которая заложена в ЛГБТ (признана экстремистской), чтобы не было постоянной семьи и дети не рождались.
В таких условиях построить курс «семьеведения» и добиться успеха в его преподавании практически невозможно.
Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА.