Рынок детских игрушек переживает непростые времена

Как в ходе пресс-конференции в НСН сообщила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, ситуацией с экономическими санкциями не смогли воспользоваться ни российские производители детских игр и игрушек, ни дистрибьюторы.

По ее словам, хотя глобальные международные компании приостановили свою деятельность на территории РФ, только по некоторым производителям и дистрибьюторам можно сказать, что они смогли перехватить какие-то договоры и повысить объем выпускаемой продукции: «Если говорить о производстве игр и игрушек в РФ, то мы закончили 2023 год с ростом в 9,8% (имеется в виду объем рынка в рублях. – С. И.). Мы понимаем, что это скорее инфляционный рост, чем органический. Если говорить в целом о рынке, то на сегодняшний день его объем 227 млрд рублей (в 2022 году объем рынка был 201,32 млрд рублей). По данным ФНС, 568 компаний производят игрушки, 572 компании занимаются их оптовой продажей, 43 организации занимаются специализированной розничной торговлей. Как можно охарактеризовать рынок игр и игрушек? На долю 100 организаций приходится более 50% продаж игрушек, при этом в трех каналах розничных продаж она составляет порядка 45%, из них это 2 маркетплейса («Wildberries», «Ozon») и «Детский мир». При этом по итогам 2023 года самым большим продавцом игр и игрушек стал «Wildberries».

Как сообщила учредитель розничной сети «Toy.ru» Алиса Лобанова, также принявшая участие в пресс-конференции, все их розничные магазины на сегодняшний день закрыты: «Мы закрыты сейчас как розничная сеть и как дистрибьюторы. О том, что мы сейчас делаем, мы пока не говорим. Мы не видим того выгодного курса, который был раньше. Мы поменяли специфику. Соответственно, в тех масштабах, в которых мы были как дистрибьюторы, после пандемии и всего, что произошло в международной политике, и продвижении китайского товара на рынке, мы не видим возможность продвигать ту финансовую модель, которая у нас была. У нас всегда был высококачественный импортный товар, поэтому мы просто не можем больше существовать в той финмодели, в которой существовали ранее».

По ее словам, также с рынка ушел такой крупный розничный игрок как «Дочки-сыночки»; розничная сеть «Кораблик» сократилась с 82 магазинов до 50. Отчасти эти негативные для рынка процессы, по мнению Алисы Лобановой, объясняются тем, что дети все больше уходят в гаджеты и обычные игрушки их интересуют все меньше.

Как отметила маркетолог и продавец на маркетплейсах Ольга Лосева, также принявшая участие в обсуждении, российские производители игрушек пока никак не могут конкурировать с китайскими, так как их производство в РФ оказалось очень дорогим: «В России, если сравнивать ее с другими странами мира, люди очень чувствительны к цене. Наши люди будут сидеть и сравнивать цены на разных площадках, пока не найдут чего-нибудь подешевле. Соответственно, спрос рождает соответствующее предложение. (…) Мы пришли к выводу, что производство в России – это дорого. Мы очень бы хотели, но не можем конкурировать с китайскими партнерами, просто никак. Проще купить дешевое, потом выбросить и купить новое. Если мы сможем с этим справиться – хорошо. Но пока не вижу такой возможности».

Конечно, зачастую более дешевый товар оказывается и менее качественным… Как сообщил еще один участник пресс-конференции, директор Союза электронной торговли Георгий Багирян, на сегодняшний день игрушки находятся в тройке самой подделываемой продукции: «Вопрос качества товаров, реализуемых на маркетплейсах, – это одно из наших приоритетных направлений. (…) На маркетплейсах в огромных количествах реализуются детские товары, в том числе и игрушки, которые не всегда являются безопасными. Например, были контрольные закупки, продукция сдавалась на проверку и были выявлены факты, когда в детских игрушках в несколько раз превышалось содержание вредных веществ (например, фенола). То есть все это надо как-то более жестко регулировать. (…) Так, сейчас мы проводим мониторинг по безопасности – это игрушки для младенцев, игрушки с повышенным риском и игрушечное оружие. Проходит федеральная акция, по которой проводит проверки региональный Роспотребнадзор. Часть результатов мы видим. Федеральная таможенная служба в рамках своих выездных бригад дает очень серьезные данные по «серому», незаконному обороту игрушек. Комиссия по безопасности дала данные по итогам 2023 года, согласно которым игрушки находятся в тройке самой подделываемой продукции, по которой есть проблемы с безопасностью».

Так что, экономя деньги на приобретении детских игрушек, родители, возможно, рискуют здоровьем своих детей.

Сергей Ишков.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x