В минувшем декабре председатель одной из коммунистических партий объявил, что их политическая организация планирует в нынешнем году открыть «Сталин-центры» во всех крупных городах страны.
«Во всех городах-миллионниках РФ: в Санкт-Петербурге, в Москве, в Свердловске, в Воронеже и в ряде других… Сетью «Сталин-центров» мы хотим покрыть все областные центры». (https://ria.ru/20231221/stalin-tsentry-1917124511.html)
Вот такие планы. Первый «Сталин-центр» был открыт в Барнауле полгода назад. А в начале августа его руководитель сообщил, что готовится открытие представительства в Москве. Чтобы москвичи знали об их работе, участвовали в ней и, пользуясь столичными возможностями, расширяли связи с другими регионами.
В России более 110 памятников Сталину. Теперь начали создаваться «историко-культурные» и «культурно-образовательные» площадки под названием «Сталин-Центр». В городе Боре Нижегородской области строится четырехэтажное здание. На сайте значится: «Уникальный историко-культурный центр «Сталин-Центр» будет являться крупнейшим из существующих музейных комплексов, посвященных И.В. Сталину».
Особо отметим: комплекс возводится на деньги предпринимателя, члена одной из коммунистических партий, на принадлежащей ему земле. Ранее он поставил здесь памятник Сталину. Мы живем в свободной стране, и каждый имеет право строить на своей земле и… И ставить любые памятники? Нет.
Например, Федеральный закон от 01.07.2021 N 280-ФЗ запрещает публичное изображение военных преступников, признанных таковыми приговором Международного военного трибунала.
Но Сталин никаким судом не признан преступником. Значит, можно? Тем более – на частной территории? А на общественной?
Завязывается клубок противоречий.
СМИ сообщали, что первый в новой России монумент Сталина в полный рост установлен в городе Великие Луки Псковской области на территории завода «Микрон». Однако на самом деле он находится вне пределов предприятия, в общедоступном месте, перед проходной. Прокуратура пояснила, что нарушений нет: участок, где стоит памятник, является собственностью АО «Опытный завод «Микрон», а монумент возведен на частные средства, в связи с чем собственники не обязаны согласовывать его размещение с органами власти.
Эти сюжеты отражают запутанность ситуации и противоречивость отношения представителей власти в том или ином случае. Для установки памятника на общественной территории необходимо разрешение местной администрации. Официальный представитель Кремля объяснил журналистам: «Открытие памятников является прерогативой местных муниципальных властей, именно они принимают такие решения». Так, в городе Орлове Кировской области бюст Сталина поставили не где-нибудь, а в детском парке.
То есть Орловская районная администрация не видит никаких противоречий. Как и Волгоградская областная Дума, которая готовит областной референдум о переименовании Волгограда в Сталинград. Правда, при соцопросе 67% горожан высказались против. Но затем председатель Думы (он же председатель совета ветеранов) на пленуме совета ветеранов высказался вполне ясно: «Мы проводили независимую, объективную социологию, людей «за» становилось всё больше и больше. Если бы сегодня проводили референдум, большинство проголосовало бы за Сталинград. Те, кто против, – они есть. С ними нужно еще поработать. Поэтому мы приняли решение продолжить работу совета в 2024 году. А к концу года принять решение о переименовании города». (https://v1.ru/text/gorod/2023/11/17/72923567/)
Иными словами, чувствуется и личное отношение главы областной законодательной власти. Как и некоторых других, в других городах.
Повторим уже в виде вопроса: они не чувствуют противоречий, дискомфорта? Даже не в общечеловеческом плане, а в чиновном, административно-политическом?
А такое административно-политическое противоречие есть. Да, Сталин по закону не признан преступником и сталинский режим – античеловеческим.
Но есть четко выраженная позиция высшей власти.
«По данным, представленным в 1991 году в Верховный Совет РСФСР органами прокуратуры и МВД, суммарное число жертв сталинских репрессий составило 50 114 267 человек: сюда входят арестованные и отпущенные, осужденные к тюремным и лагерным срокам, раскулаченные, сосланные, выселенные и убитые. Цифра в 50 миллионов включает повторные аресты одних и тех же лиц». (История России ХХ век. Том 2. Эпоха сталинизма (1923 – 1953). М., 2016.)
Это – Верховный Совет РСФСР. Мы сейчас живем в другое время и в другой стране. Однако вот Заявление Государственной Думы РФ:
«Памяти жертв голодомора 30-х годов на территории СССР.
В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстан, Украина, Белоруссия. От голода и болезней, вызванных недоеданием, в 1932 – 1933 годах там погибли 7 миллионов человек. Депутаты Государственной Думы, отдавая дань памяти жертв 30-х годов на территории СССР, решительно осуждают режим, пренебрегший жизнью людей ради достижения политических и экономических целей, и заявляют о неприемлемости любых попыток возрождения в государствах, ранее входивших в состав Союза ССР, тоталитарных режимов, пренебрегающих жизнью и правами своих граждан.
Москва 2 апреля 2008 года». (https://duma.consultant.ru/documents/955838?items=1&page=3)
Кажется, все ясно. Но – забыто?
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.