Министр энергетики РФ Сергей Цивилёв, выступая на Восточном экономическом форуме, заявил об исчерпанности электро-энергетических резервов в стране и недостаточном финансировании отрасли.
По его словам, энергосистема Дальнего Востока входит в осенне-зимний период без требуемого резерва генерирующих мощностей, в том числе из-за переноса сроков капремонтов. Еще одним тревожным сигналом стал июльский энергетический кризис на юге России: в этом году он оставил без света около 2,5 млн человек. Хотя причиной называли рекордную жару, вызвавшую скачок потребления энергии, износ энергетических мощностей сыграл тогда решающую роль.
По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, которым он поделился в ходе пресс-конференции в ОСН, говорить о надвигающемся энергетическом кризисе в России пока рано: «Действительно, могут быть отдельные проблемы, подобные тем, которые мы наблюдали на юге России, и в следующем году. Есть риски повторения каких-то локальных дефицитов, которые могут возникать по причине несостыковки ремонтов или каких-то аварийных ситуаций, как это было на Дальнем Востоке незадолго до проведения ВЭФ (там имела место как раз несостыковка ремонтов. – С. И.) Действительно, резервов стало сильно меньше, поэтому повышенные риски и повышенная аварийность в системе присутствуют. Но я бы все это не называл энергетическим кризисом, потому что глобально, как говорится, по большому кругу, в общем-то, у нас есть и мощности, и основные центры промышленного производства, и места проживания населения обеспечены энергией и даже с некоторыми резервами, но как бы нужно в ближайшие годы что-то делать, чтобы ситуация не ухудшилась».
Еще один участник пресс-конференции, генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин, также считает, что энергетический кризис России пока не грозит, но уровень управления в отрасли «ниже ватерлинии»: «В глубине энергетической отрасли огромная, необъятная неэффективность. Вся эта неэффективность проявляется в цене на киловатт-час для потребителя. Если сравнивать с США, то цена на электроэнергию для населения у нас выше на 12-15%, а для промышленных потребителей – в 1,7 раза. А в среднем в 1,5 раза дороже. И вот это главное! Наши министры почему-то все время начинают решение отраслевых проблем с повышения тарифов, а это разгоняет инфляцию, делает нашу экономику неэффективной. Тем самым эти министры не выполняют прямых указаний президента о повышении эффективности своих отраслей и снижении базовых цен на полусырьевые товары. А электроэнергия – это полусырьевой товар».
По его мнению сегодняшняя предкризисная ситуация отчасти объясняется тем, что из построенных при Чубайсе электростанций на 50 гигаватт около 50% сейчас не работают на полную мощность: «Так как мы напихали на их тепловых блоках чужое оборудование (парогазовые установки и газовые турбины). Из-за этого примерно половина этих мощностей (на 22 гигаватта) сегодня стоят, потому что западные поставщики этого оборудования отказались его ремонтировать. А там камеры сгорания нужно менять каждые три года. Все это не поставляется, и у нас таких технологий нет. В результате из этих 50 гигаватт половина стоит».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков, также принявший участие в обсуждении, полагает, что системный кризис отрасли не грозит, но с отдельными проблемами что-то в ближайшее время нужно делать: «Так, в отдельных регионах не хватает мощностей. Кроме этого, необходимо возвращать технологический суверенитет России в этой сфере. Если эти проблемы решать одну за другой, то никакого глобального кризиса не будет».
По мнению экспертов, если ничего не делать, то мы к нему в итоге можем прийти и энергетическая супердержава Россия (это определение Дмитрия Анатольевича Медведева) к радости недружественных государств погрузится во мглу.
Сергей Ишков.
Фото Наталии Бахаревой