В обществе обсуждается приказ Генеральной прокуратуры о внесении изменений в приказ от 5 февраля 2008 года по исполнению Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Например, в прежнем приказе было:
«В установленном порядке предоставлять органам власти имеющиеся материалы для проведения работы по увековечению памяти жертв политических репрессий».
В новом:
«В установленном порядке предоставлять органам власти материалы по проведению работы по восстановлению исторической справедливости и прав жертв политических репрессий, не допуская оправдания пособников нацистов и изменников Родины».
В приказ добавлен пункт о «недопустимости реабилитации и оправдания лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности», о необходимости «на постоянной основе организовать работу по выявлению и отмене таких решений». И другие изменения. (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating corruption/expertise/npa?item=97817797)
Однако все это уже регламентировано в основополагающем Законе «О реабилитации жертв политических репрессий», действующем с 1991 года. Не подлежат реабилитации лица, обвиненные в доказанных преступлениях – «измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия; совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны; организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований; военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия».
То есть дублируется то, что установлено законом еще в 1991 году.
Приказ выпущен во исполнение Распоряжения правительства от июня 2024 года о внесении изменений в «Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» от 2015 года. В новую Концепцию как раз и добавлено положение о «недопустимости реабилитации и оправдания лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности».
В новой Концепции утверждается, что амнистия 1955 года «привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований». (http://government.ru/docs/all/153932/)
Похоже, здесь какое-то, мягко говоря, несоответствие – юридическое и человеческое.
Амнистия – вовсе не реабилитация. Амнистия, по юридическому словарю, – «полное или частичное освобождения от уголовной ответственности или от наказания неопределенного круга лиц, совершивших преступления…»
То есть амнистированный был и остается человеком, совершившим преступление.
Реабилитация – «восстановление в правах, прекращение уголовного дела за отсутствием события или состава преступления… Согласно закону РСФСР о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г. реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом вышеуказанным законом и другими нормативными актами РФ».
То есть амнистированные – это не реабилитированные, ни по каким «формальным признакам».
Есть в Концепции-2024 и другие изменения. Например, в Концепции 2015 года было записано:
«Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий».
Также отмечалось:
«…Коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков; связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей; массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации <….> Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории». (http://static.government.ru/media/files/AR59E5d7yB9LddoPH2RSlhQpSCQDERdP.pdf)
Эти и некоторые другие моменты в Концепции-2024 исключены.
Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. В авторитетных источниках, исследованиях приводятся цифры, несколько отличающиеся друг от друга.
Остановимся только на политических репрессиях.
Докладная Генерального прокурора СССР Р. А. Руденко, министра внутренних дел С. Н. Круглова и министра юстиции К. П. Горшенина от 1 февраля 1954 года: «По имеющимся в МВД СССР данным, за период с 1921 года по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 человек, в том числе: к ВМН – 642 980 человек…» (ГАРФ. Ф. 94016. Оп. 26. Д. 4506. Лл. 30-37)
(ВМН – высшая мера наказания, расстрел.)
Это – за 32 года, включая Великую Отечественную войну. Среди осужденных и расстрелянных были предатели, изменники, пособники немецко-фашистских оккупантов.
Но вот справка 1 спецотдела МВД от декабря 1953 года – с данными за 1937 – 1938 годы. По контрреволюционным преступлениям осуждены 1 372 382 человека, за антисоветскую агитацию – 291 667 человек. (https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009312)
Итого – 1 664 049 человек. Только за два года. В мирное время. Только по политическим статьям.
В Концепции-2015 были цифры, тоже не вошедшие в Концепцию от июня 2024 года: «В 1991 – 2014 годах были реабилитированы 3 510 818 человек. Также признаны подвергшимися репрессиям и реабилитированы 264 085 детей репрессированных».
Речь, повторим, о жертвах только политических репрессий. Об осужденных по трагически знаменитой статье 58 Уголовного кодекса – «Измена Родине».
Значит, Генеральной прокуратуре предстоит «на постоянной основе» рассматривать 3 774 903 дела о реабилитации?
Однако сложность еще и в том, что Верховный Суд РФ определил: «Раскулачивание являлось политической репрессией», а Закон РФ от 1 июля 1993 года постановил: «На граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
По исследованиям историков, в десятилетия сталинских репрессий было «раскулачено» и выслано около 4 миллионов человек и свыше 6 миллионов депортировано по национальному признаку.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Иллюстрация нейросети Kandinsky