Об этом в ходе брифинга в МИА «Россия сегодня» предупредил начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Москве Владимир Васенин.
По его словам, проблема телефонных мошенников касается каждого жителя России: «Если говорить о ситуации в столице, то на сегодняшний момент (за прошедший период 2024 года) нами уже зарегистрировано 52 тысячи преступлений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. То есть, ровно половина от всей преступности на территории столицы – это мошенничества, совершаемые через Интернет и мобильные телефоны. Если говорить простым языком, то сейчас гораздо безопаснее гулять по улицам Москвы вечером, чем пользоваться мобильным телефоном. Мобильный телефон сейчас стал самым опасным устройством, которое есть у граждан, потому что именно через него их обманывают. Нам удалось увеличить раскрытие этого вида преступлений на 14%, и уже расследовано 16,5 тысячи таких преступлений. Установлено больше семи тысяч человек, причастных к таким преступлениям. Задерживаются и отдельные курьеры, и группы людей, которые организуют мошенничество в отношении граждан».
Как сообщил Владимир Васенин, есть случаи, когда мошенничество не заканчивается простым переводом денег, а жертву продолжают подталкивать к продаже собственности: «Это так называемый многоэпизодный фактор, когда мошенники воздействуют на жертву в течение длительного времени».
Принимавший участие в брифинге врио начальника Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по г. Москве Владимир Прасолов привел конкретные примеры самых распространенных мошеннических схем: «Во-первых, это мошенничество по схеме двухкомпонентной атаки с использованием приемов социальной инженерии: после первой попытки обмана, которая, как правило, заканчивается неудачей, преступники повторно выходят на контакт под видом сотрудников правоохранительных органов и других госструктур. Они подтверждают факт, что ранее была попытка совершения преступления в отношении потерпевшего, и уже под видом «друга и товарища» склоняют потерпевшего все к тем же действиям: сообщить им код, полученный из СМС-сообщения. Необходимость сделать это они обосновывают тем, что это необходимо для восстановления каких-либо аккаунтов, либо для проведения следственных действий».
Следующая схема, о которой рассказал Владимир Прасолов, это мошенничество по схеме «фейк босс»: «Эта схема очень распространена в крупных организациях. Сотруднику в мессенджере пишет якобы руководитель (его аккаунт с виду не отличить, используется фотография реального руководителя), и после диалога на отвлеченные темы от него поступает указание связаться с сотрудником правоохранительных органов и исполнять его требования, при этом никому не сообщая о том, что происходит, дабы не повредить репутации компании. В конечном итоге сотрудник, ставший жертвой, совершает ряд действий, вследствие которых он либо сам переводит денежные средства, либо сообщает коды из СМС-сообщения, из-за чего на него впоследствии оформляются банковские кредиты или переводятся денежные средства (с его личных счетов или со счетов организации. – С. И.)».
По его словам, в последнее время также широко распространяются схемы мошенничества, связанные с так называемым сезоном распродаж: «Злоумышленники создают поддельные сайты магазинов, маркетплейсов и рассылают фишинговые ссылки с предложениями скидок. Соответственно, переходя по этим ссылкам, потерпевший либо скачивает вредоносное программное обеспечение, из-за чего у преступника появляется возможность доступа к мобильному устройству жертвы, либо потерпевший вводит свои данные (данные банковской карты), завладев которыми, преступники осуществляют перевод денежных средств».
Как отметил Владимир Прасолов, одним из новых примеров стало мошенничество по схеме доставки. В частности, это может быть доставка цветов, когда приезжает курьер и доставляет букет цветов, которые никто не заказывал. Гражданин радуется этому, а на следующий день ему перезванивают из службы доставки и просят сообщить код для подтверждения того, что заказ получен, но этот код является идентификационными цифрами для подтверждения финансовых операций. Фишинговые ссылки, по его словам, в последнее время начали распространяться и в домовых чатах: например, соседи просят на время ремонта ввиду отсутствия возможности встретить курьера, который привозит бытовую технику. Потом сосед неожиданно меняет условия и сообщает, что курьер не может приехать и нужно переоформить доставку. После этого он отправляет ссылку, по которой потерпевший также вводит свои данные.
«Также распространено получение доступа к аккаунтам граждан на портале госуслуг путем использования телефонного номера, повторно выпущенного в продажу. К сожалению, далеко не все, меняя сим-карту, прибегают к необходимым мерам безопасности и сообщают об этом в банковские организации, от которых к этим сим-картам было подключено дистанционное банковское обслуживание. Также старый номер остается привязан к электронной почте. В связи с этим при перевыпуске сим-карты у преступников появляется возможность доступа к социальным сетям жертвы или к сервисам дистанционного банковского обслуживания», – сообщил Владимир Прасолов.
По его словам, по данным исследования, из ста мобильных номеров почти половина ранее уже использовались для регистрации сервисов, и только у 6% номеров ранее созданные аккаунты были заблокированы.
Сергей Ишков.
Фото Freepik