Почему статью Ленина при его жизни не хотели печатать

Однако, после обсуждения на Политбюро, все же опубликовали, но вычеркнули несколько слов и затем сопроводили секретными инструкциями для власти на местах.

архив, революция, РКП(б)
Л. Каменев и Л. Троцкий с делегатами XII съезда РКП(б). 1923. Фото © CORBIS

Речь о статье «Как нам реорганизовать Рабкрин. Предложение XII съезду партии», которую Ленин надиктовал и отправил в газету «Правда» 23 января 1923 года – за год до смерти. Редакция не стала ее печатать. Хотя материал поступил непосредственно от главы государства.

Ленин писал, что «вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом». Он призывал объединить – не административно, но организационно – Рабкрин (Рабоче-крестьянскую инспекцию) с ЦКК, Центральной контрольной комиссией РКП(б). Таким образом возрастал авторитет Рабкрина. И, соответственно, рабочих и крестьян как основы общества и государства: «По моему мнению, такое соединение Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям <…> и в отношении связи с действительно широкими массами через посредство лучших из наших рабочих и крестьян. <…> Я предлагаю съезду выбрать 75 – 100 (цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦКК из рабочих и крестьян».

По утверждению Ленина, объединение ЦКК и Рабкрина призвано обеспечить жесткий контроль над партийно-государственным аппаратом, «начиная с высших государственных учреждений и кончая низшими местными <…> составить сплоченную группу, которая, «не взирая на лица», должна будет следить за тем, чтобы ничей авторитет, ни генсека, ни кого-либо из других членов ЦК, не мог помешать им сделать запрос, проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и строжайшей правильности дел».

Абсолютное большинство членов Политбюро выступило не только против плана Ленина в целом, но и против опубликования статьи. Потом все же решили печатать, ведь автор – глава государства. Однако текст подвергли предварительной цензуре, изъяв «ни генсека, ни кого-нибудь из других членов ЦК».

Статья вышла в «Правде» 25 января. Следом, 28 января, в губернские комитеты партии поступило из ЦК разъяснение, что это всего лишь дневниковые записи больного, плохо информированного человека, и не следует их воспринимать как руководство к действию.

Ленинский план реорганизации Рабкрина на XII съезде партии не рассматривали.

А еще через 11 лет, в 1934 году, наркомат Рабоче-крестьянской инспекции вообще ликвидировали, заменив Комиссией советского контроля. Помимо сужения полномочий (был отдельный наркомат, министерство!), здесь, вероятно, преследовалась и другая цель: удаление из государственно-общественного обихода самого упоминания о «рабочих и крестьянах» как о хозяевах страны, обладающих правом и возможностью государственно-политической инспекции и контроля. Как того требовал Ленин. Партийно-государственная верхушка уже тогда и не мыслила допускать каких-то там «рабочих и крестьян» к надзору над ней.

Да, все десятилетия декларировалось, что СССР – «государство рабочих и крестьян». А план Ленина предполагал, что «представители лучших из наших рабочих и крестьян» будут реально контролировать госаппарат снизу доверху.

После многочисленных реорганизаций, «слияний» и «разделений», характерных для советской административной системы, установилось два контрольных органа – Комитет народного контроля и Комитет партийного контроля. Роль Комитета народного контроля свелась к проверке хозяйственной деятельности. Комитет партийного контроля (КПК) занимался вопросами внутрипартийной жизни. Поскольку ЦК КПСС и государство являлись, по сути, синонимами, то это и был госконтроль во всей полноте и власти. КПК обладал огромными возможностями. Председатели КПК с 1952 года были членами Президиума (Политбюро) ЦК КПСС. Тем не менее и статус КПК определялся словом «при». Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.

Вообще-то, по всем законам контроль за деятельностью исполнительных органов должны осуществлять депутаты. Народные избранники. На высшем уровне – депутаты Верховного Совета. (Сейчас – Госдума.) Но поскольку коммунистическая партия всегда являлась, а с 1977 года, по Конституции, была провозглашена «ядром политической системы СССР», поскольку кандидаты в депутаты выдвигались после рассмотрения в парткомах, то контроля над властью, тем более над высшей властью – никогда не было. За исключением попыток в течение нескольких бурных лет перестройки и гласности.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Добавить комментарий