Послевкусие отчета правительства

Председатель правительства Михаил Мишустин подготовил себе удобный отчет правительства в Госдуме на 26 марта.

Так тщательно отчет Думе не готовился еще никогда. Большой путь пройден после памятного абсолютного наплевательства. Вопросы депутатов были заранее дозированы и изучены.

Обыграли председателя правительства Михаила Мишустина два депутата – председатель комитета по бюджету Андрей Макаров и сам председатель Думы Вячеслав Володин.

Председатель Думы произнес речь, дезавуирующую показатели успехов: «Есть министерства, которые плановое значение параметров показателей госпрограмм ухудшают по факту их исполнения. В четвертом квартале года, если брать 2024 года, то есть в уходящем году, иными словами, ставятся амбициозные цели. Мы это поддерживаем с вами и говорим о том, что именно так можно решать задачи. Но не получается, наверное, достичь этих целей, и как итог в конце года переписывают плановые задания. Это, считаем, недопустимо, и вы на это внимание тоже обращали.

Но вот хочу сказать в отношении ряда таких госпрограмм, где были изменены параметры, обеспеченность населения врачами, обеспеченность населения средними медицинскими работниками, обеспеченность медицинскими работниками, оказывающими скорую медицинскую помощь, количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях. Далее. Создание дополнительных мест для детей в возрасте от полутора до трех лет в дошкольных образовательных организациях. Строительство и введение в эксплуатацию объектов спорта региональной, муниципальной собственности, строительство центров культурного развития в субъектах Российской Федерации. Вообще, если говорить, из 51 госпрограммы такие изменения были проведены в десяти. В семи из них это было сделано в конце года. Конечно, мы все заинтересованы, чтобы были достигнуты цели национального развития. Так же, наверное, заинтересованы в этом и руководители министерств. Нам надо, может быть, сейчас, вот на этом отчете, все-таки решение принять, чтобы больше такого не допускали, либо публично объясняли причину. Все бывает. Но тогда надо объяснить. А так, получается, подгоняют задачку под ответ и при этом еще умудряются говорить о том, что мы успешно выполнили на несколько сотых процента задачу, которая ставилась в начале года. Но это не так».

Мишустину пришлось признаться: «Согласен с вами, что нельзя такие вещи делать, особенно в последние, там, в квартал тем более, но есть объективные показатели, и, конечно, надо их публично обсуждать, в том числе и с Государственной Думой, но считаю, что не должно быть допущено в принципе таких изменений, и разберемся с каждым фактом. Знаю, что их минимальное количество из всех показателей, которые были».

Конец цитаты.

Макаров устроил незаметный спор с Мишустиным в дистанционном режиме, выступая после него. Так сказать, бесконтактно.

В своем докладе Мишустин среди прочего поведал: «За два года рост отечественной экономики превысил европейский почти в шесть раз, а в ряде этих государств уже наблюдается рецессия. Ну, например, экономика Германии все это время сокращается. Наш ВВП по итогам 2024 года впервые преодолел отметку в 200 триллионов рублей в номинальном выражении, увеличившись с 2024 года ну практически вдвое».

Конец цитаты.

Макаров выступал от фракции ЕР последним и аббревиатуру ВВП употребил трижды.

«Ну, с одной стороны, может быть, это рост ВВП 4,1%. Уже говорили, что за 200 триллионов ушел объем ВВП. Но есть такая цифра, на которую как-то сегодня поменьше обращали внимание, что у нас нефтегазовый… ненефтегазовый дефицит сейчас 7%. То есть вот на эту цифру никто не обращает внимания, а ведь она означает одно: страна сошла с нефтяной иглы», – противопоставление Макарова прозвучало для контраста.

«Не в ВВП счастье. Вот когда мы говорим, там 4,1 – ВВП, 200 триллионов, да люди не понимают, что это такое. И вот здесь, на самом деле, давайте вспомним, как это было. 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации впервые сформулировал программу приоритетных национальных проектов, их было тогда только четыре: «Здоровье», «Доступное жилье – гражданам», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса». Всего четыре национальных проекта. И тогда в течение восьми лет на них по тем временам были выделены немыслимые деньги – три триллиона рублей. 2024 год, за который сейчас отчитывалось правительство, это год завершения тех национальных проектов, которые начались в 2018 году, 2018 по 2024-й, шесть лет. Ну, давайте посмотрим, какие цифры были здесь. А здесь на шесть лет уже 16 триллионов. А теперь, вот когда президент говорит о новых национальных целях и говорим о новых национальных проектах, у нас на три года, на первые три года реализации их, вот то, что мы сейчас вот с вами, а мы с вами уже это смотрели, мы с вами все это видели, уже выделяется 18,9 триллиона рублей. То есть, больше на три года, чем за все шесть лет предыдущих национальных проектов. Вот это и есть результат», – Макаров усилил контраст.

Счастье не в ВВП, а в национальных проектах Путина.

Третья цитата Макарова: «Сейчас очень много споров об экономическом росте, вот реально очень много споров часто. Иногда профессионального, гораздо чаще непрофессионального. Но, вообще-то, показатель ВВП в свое время задумывался, и экономической рост как такой интегрирующий показатель благосостояния. А потом все больше и больше экономический рост разрывался с благосостоянием. Сегодня вот как мы слышали из отчета, самое главное, что этот экономический рост, эти цифры – это одновременно технологическая модернизация и рост благосостояния. Вот это главное. Но только нам очень важно понять, что качество роста иногда гораздо выше… Важнее, чем темпы роста».

Талантливый адвокат показал, что ВВП вообще ни о чем, если не анализировать экономику как таковую.

Для сравнения: по прогнозам, в 2025 году номинальный ВВП США составит 30,337 трлн долларов. В рублях 1 931 трлн, на порядок больше РФ. Или российский ВВП в десять раз честнее. При этом США тоже экспортер сырья и конкурент России. Основной объем их дохода имеет имперский характер. Называть его госдолгом неловко. Все равно что дать взаймы, когда тебя грабят. В России этого нет, империя навыворот. Показатель ВВП ничтожный. Реальный сектор экономики искусственно сжат. А в целом страна устойчивая.

Вопрос об искусственно завышенной депрессивной ключевой ставке выкатил глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг.

«Три года назад, в марте, когда ЦБ беспрецедентно поднял ключевую ставку, вы нашли решение, выпустили 393-е постановление правительства, поддержали стратегические предприятия, тем самым обеспечили расширение предложения товаров и услуг на рынках, и это привело к снижению инфляции. Сейчас мы столкнулись с тем же самым вызовом, такое же беспрецедентное повышение ключевой ставки, но теперь уже очень длительное время. Вот многие отрасли, которые обеспечивают обороноспособность, технологический суверенитет страны, они оказались в тяжелой ситуации, особенно предприятия, на которых доля гособоронзаказа меньше. Вот видите ли вы эту проблему сейчас и как вы ее собираетесь решать? Как вы планируете нивелировать последствия вот этого резкого скачка ставки?» – спросил депутат Гартунг.

Мишустин в ответ растекся мыслью по древу: «Мы в постоянном режиме проводим оценку, сколько чего понадобится. С 2025 года, напомню, запущено восемь новых национальных проектов технологического лидерства. Они все ключевые сферы технологического и промышленного суверенитета охватывают, плюс девятый – «Биоэкономика», я сказал, он в процессе подготовки».

Ну и так далее.

Альтернативная оценка России от национальной безопасности США ставит на первый план опасность в краткосрочной перспективе ядерной войны с Россией. Их новая логика вполне ожидаема из любого источника, кроме вот этого: мы втянулись в войну с Россией и дали ей возможность изучить наше оружие. Крепкий орешек, серьезный противник.

Подобная оценка дана России едва ли не впервые. Важно, что указан не только военный потенциал, но и экономический, и человеческий.

Работать лучше головой, чем руками. Не я придумал, а мастер нынешнего главного садовода России Андрея Туманова.

И это все про Россию.

Страна вечно юная, в перманентной пубертации. А ведь бутон мог бы раскрыться в цветочек аленький.

Лев Московкин.

Добавить комментарий