Об этом на пресс-конференции в ТАСС, посвященной тенденциям летнего детского отдыха в 2025 году, рассказала глава комитета Российского союза туриндустрии по детскому отдыху Татьяна Иванова.
2025 год распоряжением Министерства просвещения РФ объявлен Годом детского отдыха в системе образования. Это приурочено к юбилею международного детского центра «Артек» в Крыму.
«Этот год вообще очень насыщен юбилеями, – рассказала Татьяна Иванова. – 100 лет отмечает «Артек», 65 лет – всероссийский детский центр «Орленок», 50 лет отмечает детский лагерь «Жемчужина России» в Анапе, 40 лет – детский лагерь «Смена»… С июня 2025 года откроется около 40 тысяч лагерей, в которых, как предполагается, отдохнут около 6 млн детей. Это на 5% больше, чем годом ранее. В 2024 году у нас в лагерях отдохнуло 5 млн 700 тысяч детей. Что такое 40 тысяч лагерей? Это лагеря всех типов – городские, пришкольные, при домах творчества, палаточные, труда и отдыха. Из 40 тысяч всего около двух тысяч лагерей стационарного загородного типа, то есть 5% от общего числа. В 2025 году увеличение планируется за счет возведения быстровозводимых конструкций и за счет дополнительных смен. Государство выделяет на это средства. В 48 субъектах Российской Федерации построено 77 жилых корпусов по 50 мест».
Прежде всего, родители задают вопрос о цене, которую придется заплатить за летний отдых ребенка.
«Согласно статистике, которую мы провели комитетом по детскому отдыху, муниципальные лагеря подняли цены от 5 до 10%, коммерческие – от 15 до 20-35%, – сообщила Татьяна Иванова. – Почему так дорого? Конечно, цены огромные. 75% стоимости путевки – это содержание детского лагеря: земля, налоги, обслуживающий персонал, подготовка к лету, продукты питания и т. д. Снижать цены лагеря не могут. Мы все ходим по магазинам и видим, как выросли цены на те же продукты. Многие из лагерей – коммерческие структуры, им практически за три месяца нужно окупить целый год. Причем у коммерческих лагерей электроэнергия считается по тарифам промышленных предприятий. Кроме этого поднялись цены на транспорт: железная дорога подорожала на 12-15%, автобусы – на 20%, в некоторых регионах – до 30%, авиа – на 30-40%. Например, блок мест в Сочи «Уральские авиалинии» предложили нам на лето по цене 32-38 тысяч рублей за билет. При этом детские группы в Китай у нас летят за 45-59 тысяч рублей. В Сочи лететь три часа, в Китай – восемь. Мы видим, что родители просто уже не тянут эти цены».
Глава комитета Российского союза туриндустрии по детскому отдыху сообщила, что среднюю цену детской путевки по стране определить трудно, на нее влияет множество факторов. Например, путевка в «Артек» стоит 135 тысяч рублей на две недели без дороги, в «Орленок» – от 80 до 100 тысяч. Самые низкие цены – в Республике Марий Эл – 28 тысяч рублей, и в Костроме – 42-61 тысяча Правда, по словам местных туроператоров, и эти цены для региона высоки. Волгоград – 55-60 тысяч рублей, Алтай – 29,6 тысячи, Самара – 53,2 тысячи. Краснодарский край предлагает отдых от 70 до 100 тысяч, есть лагеря стоимостью до 120 тысяч рублей на 21 день.
«Многие лагеря, которые предлагали оздоровительный отдых на 21 день, сократили смены до 18 дней, а некоторые и до 9, – рассказала Татьяна Иванова. – На этом фоне более выигрышно смотрятся крымские цены. Две недели на море здесь обойдутся в 52-67 тысяч рублей без дороги».
По ее словам, рост цен заметно отражается на продажах: «В Московской области лагеря стоят 70-80 тысяч рублей, есть и 100-120 тысяч. В этом году дорогие лагеря, которые пользовались большим спросом последние два года, стали покупаться хуже, бронируются лишь эконом и средний сегмент. Высокие цены привели и к сокращению продолжительности отдыха детей, и числа самих детей. Правда, после майских праздников спрос постепенно восстанавливается. Возможно, бронирования и активизируются, подводить итоги будем в сентябре».
Еще одна тенденция сезона, связанная не только с ценой, но и общими опасениями родителей, – выбор лагерей поблизости, в своем регионе.
«Мы провели опрос, чтобы узнать, что выбирают прежде всего. В этом сезоне родители выбирают отдых для ребенка рядом с домом, – рассказала Татьяна Иванова. – Причины понятны: тревожность, отсутствие возможности вывезти детей на море, дорогой транспорт и т. д. К тому же есть региональные меры поддержки: каждый регион стремится оставить деньги у себя. По нашим данным, региональные лагеря проданы на 80-100%. Многие из них в феврале только открыли продажи, а в марте уже все продали».
Одновременно заметно вырос спрос на детский отдых в Крыму.
«Можно порадоваться за коллег, так как, по их словам, детских групп с материка у них не было пять лет, с 2020 года, с ковида, – сказала эксперт РСТ по детскому отдыху. – Тендерные группы, конечно, они получали из своего региона, из ближайших, новых территорий. Но именно коммерческие группы – нет. Речь идет именно о коммерческих лагерях, куда едут дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Мариуполя, Ханты-Мансийска. Конечно, это далеко до тех объемов, которые Крым принимал до ковида, но все же».
Глава комитета Российского союза туриндустрии по детскому отдыху напомнила, что возможности отдыха детей на море в этом году ограничены из-за ситуации в Анапе. Продажи путевок в лагеря на море в этом году снизились на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Однако 80% лагерей Краснодарского края получили разрешение Роспотребнадзора и готовятся к приему детей.
Согласно рекомендации Роспотребнадзора, лагеря Анапы пока будут работать без вывода детей на пляж и купания в море. Роспотребнадзор будет мониторить ситуацию.
Морские зарубежные курорты, прежде всего Болгария и Греция, куда до пандемии массово ездили дети из России, сейчас недоступны. Но на фоне падения спроса на коммерческие детские лагеря внутри страны выездной детский отдых показывает активный рост.
«Действительно, никто из туроператоров не ожидал, в том числе и я, что детский отдых за рубежом пойдет в рост, – заявила Татьяна Иванова. – У некоторых компаний увеличение объема бронирований составляет 10-20%. В регионах Дальнего Востока, в частности, Хабаровске, Чите сообщают о приросте в 40-50%. В основном здесь востребован Китай. Из стран, которые сейчас открыты для нас, чаще всего детей отправляют на Мальту, Кипр в учебные туры, языковые школы. На Мальте это обойдется в 400 тысяч рублей на две недели, на Кипре – в 330 тысяч. Едут также в Турцию, которая из эконом-сегмента перешла в дорогой, детские туры сюда стоят от 190 тысяч рублей за две недели. Среди новых популярных направлений – Китай, куда мы сделали обучающий тур за 210 тысяч рублей на две недели и 275 тысяч – на четыре. Продается также Южная Корея – 295 тысяч рублей за две недели. По словам коллег-туроператоров, в этом году практически вдвое вырос спрос на Лондон, чего также никто не ожидал. Визы сделать непросто, но туроператоры помогают с оформлением. Среди новых зарубежных направлений, по которым появились продажи, – Ирландия и Канада».
Добавлю, что с 1 апреля утверждена единая программа воспитания в детских лагерях и единая структура сайта лагеря. Впервые Минпросвещения проведет мониторинг питания во всех лагерях, определены пять тысяч поставщиков продуктов питания, которые будут их обслуживать. Особое внимание уделяется модернизации инфраструктуры и подготовке вожатых. 29 тысяч студентов педагогических вузов в 2025 году проходят обучение по единой программе подготовки вожатых. На программу модернизации лагерей, которая началась в 2023 году, было выделено из бюджета два миллиарда рублей, в 2024 году – три миллиарда, на 2025-2027 годы запланировано выделить девять миллиардов – по три ежегодно.
Сергей Ишков.
Фото Юлии Смагринской