В повестке 396, последнего заседания весенней сессии Совета Федерации 164 вопроса, в том числе 156 законов – три конституционных и 153 простых. По Конституции для большинства из них рассмотрения в СФ не требуется. Но и не запрещается, что позволяет накачивать значимость палаты.
164 вопроса повестки – такого не было в Думе. Комитетам палаты пришлось ударно поработать. Председатели комитетов попросили докладчиков на пленарном заседании не увлекаться: чем меньше слов, тем быстрее кончим, иначе увязнем.
Законы, принятые Госдуме, считаются одобренными, если за них проголосовали более половины от общего числа сенаторов либо если в течение четырнадцати дней они не были рассмотрены в СФ. В обильной повестке не так уж много вопросов, требующих одобрения в СФ. Обязательному рассмотрению подлежат вопросы бюджета, налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира.
При обсуждении законов в комитетах СФ как всегда выплыло много такого, что упустили в Думе. Например, в законе депутата Виктора Звагельского о расширении сферы действия ЕГАИС сенатор Николай Власенко нашел дырку: в аптеках-то сканеров информационной системы не будет. Фармацевтический ручей розничного спирта давно вызывает возмущение в парламенте, но перекрыть его пока не получается.
В повестке комитета СФ по экономической политике было 74 вопроса и обсуждать их некогда. Комитет по социальной политике отнесся к своим законопроектам серьезнее, сказалось отсутствие горячки по чувствительной социальной сфере. Большинство из 160 законов проведены или, по крайней мере, обсуждены заранее. На последний день осталось 25 законов.
Сборы на пенсионное страхование, соцстрах и медстрах передаются ФНС. Минфин обещает, что к повышению фискальной нагрузки это не приведет. Председатель комитета Валерий Рязанский озабочен, как бы ни заставили пенсионеров ходить по двум ведомствам вместо одного. Непонятно, что будет с сотрудниками Пенсионного фонда в виду неизбежного сокращения. Обещают специалистов забрать в ФНС. Ну и вечный боковой вопрос: остается 15 млн. неохваченных сборами, с ними тоже надо когда-то что-то решать.
Кривой закон принимается по ограничению соотношения зарплат руководства и сотрудников организации. Полномочия отдаются регионам, а но конкретного механизма принятия решений об ограничениях нет.
Три закона по независимой оценке квалификации работников идут под обещания, что на трудоустройстве это не скажется и увольнений не повлечет. Сначала система должна набрать авторитет у работодателей.
Споры и недоумение вызвал закон о черных списках болельщиков. Предусмотрен двойной контроль: осужденного не должны ни обилетить, ни пропустить. Как это вообще возможно: дважды сверять с черным списком каждого из толпы сорок тысяч?
Представитель МВД заявил, что это не его вопрос. Его задача сделать списки открытыми, и он это решение проводит.
К сожалению, сенаторы намного больше законов, за которые они взялись отвечать, озабочены такими резонансными вопросами, как опасности детского отдыха или инклюзия инвалидов. Еще один постановочный вопрос – пропаганда СМИ сбора средств на лечение за рубежом для демонстрации пренебрежения к отечественной медицине. И Минздрав и комитет пытаются работать со СМИ. Большинство граждан не могут найти, где получить медпомощь в России. Еще меньше знают, что на отсутствующую в России медпомощь выделяются бюджетные средства. Правда, процедура отправки за рубеж забюрокрачена и требует активности родителей больного ребенка. Медицина его не сопровождает до получения результата.
…Хотя СФ, в отличие от ГД, номинально постоянно действующая палата, многие сенаторы заранее знают, что дни их сочтены. Попрощался с коллегами Вячеслав Фетисов. Он не знает, чем будет заниматься дальше. Для парламента это потеря, у человека абсолютно разумный взгляд на организацию детского спорта.
На снимке: комитет СФ по соцполитике. Крайний справа – Вячеслав Фетисов.