Потому что так называемые производственные предприятия и без них живут распрекрасно – ничего не производя, но получая большие деньги от государства.
«Надо помогать талантам и профессионалам, бездари и дилетанты пробиваются сами», – так нешаблонно заканчивается официальный документ, пресс-релиз недавнего совместного заседания одного из экспертных советов Торгово-промышле
Впрочем, ничего удивительного. Торгово-промышле
Увы, наши повсеместные стандарты далеки от идеала. Об этом и шла речь на экспертном совете, обсуждавшем проблемы подготовки кадров.
Вели заседание председатель подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала Елена Баяхчян и председатель подкомитета по антикризисному управлению Антонина Ряховская.
Участники – профильные эксперты, представители министерств и ведомств, руководители коммерческих и некоммерческих организаций, общественных и профессиональных объединений. В основном, ученые, практически каждый с полным набором званий, степеней, ответственных должностей – профессор, доктор наук, член-корреспонде
Они констатировали, что сегодня разговор о проблеме кадров идет и на уровне сельского руководителя, который не может найти хорошего механика или тракториста, и на уровне генерального директора крупного предприятия, который вынужден искать конструктора или квалифицированно
Ни в 1990-е, ни в начале 2000-х годов на предупреждения специалистов о негативных последствиях развала отечественного образования и науки, на взвешенные и обоснованные предложения о системном решении проблемы – реакции не было. Распадались научные школы, закрывались актуальные направления исследований, снизилось качество общего и профессиональног
Государственная кадровая политика должна быть разработана с учетом реальной социально-эконом
В итоге (только по официальным данным – на самом деле процент еще выше) практически во всех отраслях численность специалистов снижается на 7% ежегодно.
Здесь весьма показательна реплика президента Гильдии экспертов в сфере профессиональног
На место Минобрнауки можно смело ставить любое другое ведомство. «Контора пишет» – вот что главное.
Общие выводы однозначны. Наиболее резко сформулировали их Татьяна Пороховская и Николай Шумаков. «Такие «проекты» и «стандарты» будут и далее писаться, потому что существует система организованной безответственнос
Эксперты не ставили вопрос: «Почему профессионал, специалист не востребован?» Это для них очевидно. А нам, обычным людям, интересно разобраться.
Поскольку многие участники обсуждения вспоминали советскую систему подготовки кадров, обратимся к ней и мы. Вынесем за скобки несостоятельност
Возьмем для примера святая святых той эпохи – военно-промышлен
Несмотря на полную, казалось бы, управляемость, к концу каждого полугодия и, тем более, к концу года начинался аврал, «битва за выполнение плана». Например, человек огромной власти и тяжкой ответственности, член Военно-промышлен
Если бы я ему сегодня сказал, что нынче новую ракету для подводных лодок («Булаву») делают с 1998 года и до сих пор толком не сделали, он бы посмеялся: «Да ты что, мы всего через 12-15 лет после войны, после разрухи запустили первый в мире искусственный спутник Земли и первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным! А тут одна ракета – 18 лет?»
А что бы он сказал, узнав, что при этом все ответственные люди и структуры благоденствуют, процветают, получают большие деньги? Не несут персональной ответственности, несмотря на провалы, поднимаются по карьерной лестнице, перемещаются из одной сферы деятельности в другую, руководят, не имея профильной подготовки, переподготовки и опыта работы?
Не поверил бы: «Такого быть не может! У нас за провал годового плана головы летели! У нас новый директор головного завода минно-торпедного главка начинал после института мастером цеха, как и все».
Тогда, в качестве доказательства, я бы привел буквально новость дня: ракетный центр имени В.П. Макеева получил государственный контракт на проведение опытно-конструкт
Точно так же, 20 лет, «разрабатывается
И еще я бы привел данные Счетной палаты о нашем дорожном строительстве.
В 2015 году государственная компания «Автодор», подведомственная Министерству транспорта, получила 21,7 миллиарда рублей из Фонда национального благосостояния на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, поместила деньги на депозитный счет в «Газпромбанке» и к концу года «заработала» в виде процентов 1,2 миллиарда.
Мало того, «Автодор» как государственный генеральный подрядчик и сам выделяет государственные деньги частным подрядчикам, которые действуют в том же духе. Например, компания «Кольцевая магистраль» выполнила план 2015 года на 5 (!) процентов (мыслимо ли было представить такое 35 лет назад?), но, тем не менее, получила 871 миллион рублей «прибыли», разместив государственные деньги на депозит в «Газпромбанке».
При этом Министерство транспорта на голубом глазу сообщает: в стране только 10% трасс федерального значения отвечают современным стандартам по скорости, безопасности и качеству. А 90%, значит, в колдобинах?
То же самое происходит на строительстве железных дорог – свидетельствует Счетная палата. АО «РЖД» дали на модернизацию БАМа и Транссиба 50 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. Строители железных дорог потратили на дело 3,7 миллиарда. Остальные положили на депозит в банке и «настригли на процентах» 4,2 миллиарда рублей. Какой там БАМ, какой там Транссиб?! Какая там «работа»?! Кому она нужна?!
И зачем, кому нужны при такой распрекрасной жизни какие-то там «профессионалы», «специалисты», «эксперты»?
На заседании экспертного совета в Торгово-промышле
ДОПОЛНЕНИЕ
«В рамках решения конкретных задач нужно выстраивать механизмы подготовки кадров, – сказал президент Путин 13 июля 2016 года на первом заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. – Именно тогда реализация проектов будет способствовать повышению качества государственного управления в целом».
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ. Фото Дины Баймухаметовой