Премьер-министру РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву можно только посочувствовать – аппарат правительства работает отвратительно.
Нагрузка на человека при такой должности – чудовищная. Он в голове держит сотни и тысячи параметров по всем областям экономики – как минимум. А уж когда выходит на встречи с населением, где могут быть самые неожиданные вопросы, аппарат должен их предусмотреть, смоделировать ситуации, подготовить материалы, цифры и факты.
А мы видим, что ничего подобного не делается. Даже близко.
В результате глава правительства оказывается в положении, мягко говоря, затруднительном. Разве нельзя было предусмотреть, что на форуме «Территория смыслов» Медведева спросят о зарплатах учителей? Это же элементарно!
Представитель Дагестана и спросил: «Почему учителя и преподаватели получают зарплату в 15 тысяч рублей, а представители силовых ведомств – 50 тысяч рублей и выше? Я считаю, что наша задача не менее важная и ответственная, тем более, они работают с последствиями наших ошибок, а у нас есть возможность, если государство поддержит, искоренить эти причины».
Хороший вопрос и умное обоснование.
Ответ лежал на поверхности. К примеру, есть указы президента от 7 мая 2012 года. По ним руководители областей, краев и республик должны все сделать, чтобы зарплата учителей к 2018 году вдвое превышала среднюю по региону. Значит, указы не выполняются на местах! Конечно, несет ответственность и высшая власть, которая позволяет не выполнять свои указы.
Исчерпывающий, точный, обоснованный ответ. Который должен был быть подготовлен аппаратом. Не подготовили.
А Дмитрий Анатольевич растерялся. Более того (скажем дипломатично), своими импровизациями усугубил положение.
Он заявил, что так было всегда: «Я когда закончил университет, был молодым преподавателем, получал 90 рублей, а лейтенант милиции получал 250. Так и было».
Так не было. Память подвела премьера. Да, после окончания университета он в 1988-1990 годах работал преподавателем в университете, но – в качестве аспирантской практики. Отсюда и зарплата в 90 рублей.
Зарплата учителя 5 – 10 классов в 1987 году составляла в среднем 228 рублей, преподавателя средних специальных учебных заведений – 251 рубль. В университетах – выше.
Резануло слух противопоставление призвания и денег: «Меня часто об этом спрашивают: и по учителям, и по преподавателям. Знаете, это призвание. А если хочется деньги зарабатывать – есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше».
То есть выбор призвания как бы само собой предполагает материальную жертву: «Можно было сразу пойти в прокуратуру или в ту же самую систему МВД, и там сразу платили эти 250 рублей… Но я выбрал аспирантуру, потому что считал, что для меня это важнее».
Поскольку премьер и здесь сослался на личный опыт, то заметим, что в 1987 году 22-летний выпускник университета Дмитрий Медведев, выбрав аспирантуру, ничем не жертвовал. Наоборот, был на вершине успеха. Попасть в аспирантуру мечтали многие. Но отбирали туда только лучших. Аспирантура практически гарантировала получение ученой степени кандидата наук. А «остепененные» преподаватели были в СССР высокооплачиваемой прослойкой.
Обескуражило учителей страны и следующее утверждение: «Я абсолютно уверен, что современный, энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и еще что-то заработать».
Это как? После уроков в школе надо еще тетрадки проверять, готовиться к следующему дню. Надо быть в хорошей физической форме: красивым, нарядным, стильным, образцом во всем. Я уж не говорю о том, что святое учительское служение выжигает ум, душу и сердце.
И такому человеку мы предлагаем после дня в школе, после учения и воспитания наших детей еще и подхалтуривать где-то?
Начав с частностей, неминуемо приходим к общему. К приоритетам, Что мы выбираем? Что считаем главным?
Отношение к учителю – это отношение к стране, к будущему страны.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Фото: территориясмыслов.рф