Новый российско-украинский конфликт: какому народу принадлежит Илья Муромец? Царь Соломон предложил бы разрубить его мощи надвое.
Многие российские издания дали язвительные комментарии о том, что «Министерство обороны Украины изменило место рождения Ильи Муромца в статье на Википедии. Ведомство полагает, что русские богатыри на самом деле родом с Украины. По общепринятой версии, Илья Муромец – исконно русский богатырь и родился в деревне Карачарово Владимирской области, неподалеку от Мурома».
Во-первых, тогда «Владимирской области» не было. Во-вторых, главная нескладица в том, что в те былинные времена жители Карачарова, Мурома, Ростова Великого, Новгорода Великого, Владимира, Пскова, Ярославля, Рязани, Москвы… не считались и не назывались «русскими», тем более – «исконно русскими». А «русские», «Русь» – это Киев, Чернигов, Переяславль, что на реке Трубеж. Потом его стали называть Переяславль-Русский, чтобы отличить от других, поздних Переяславлей – Переяславля-Рязанского и Переславля-Залесского. Как писал академик Лихачев: «Пойти на Русь» означало отправиться в Киев. В Новгороде дорога в Киев носила название «русского пути».
Если настаивать на карачаровско-муромском происхождении Ильи, то здесь подстерегает и другая опасность. «Повесть временных лет» так описывает поселения древности: «В Новгороде – словене, в Муроме – мурома». То есть там более чем вероятны угро-финские корни от угро-финской народности «мурома»?
Откуда родом Илья Муромец, доподлинно не знает никто. Вполне возможно – из Карачева или Моровска, что в Черниговском княжестве. Не случайно же в более древних сказаниях он называется Муравленин, Моровлина или Муровец из города Морова. Кстати, в тех же краях есть село Девятидубье, связанное с легендами о Соловье-разбойнике. Оттуда же, из ближних градов и весей Черниговского княжества, ведет и та самая «дорога прямоезжая» в стольный град Киев. Ведь Илья туда частенько наведывался: то на пир, то на суд к князю.
С веками, с продвижением киевских князей в междуречье Волги и Оки и далее, с переходом Южной Руси на письменную культуру, былины отодвигались, уходили на крестьянский север. Тогда-то, наверно, и «приписали» Илью к северному селу Карачарову и городу Мурому. Кстати, в некоторых более древних, «южных» былинах он называется то «боярским», а то и «царским» сыном. Здесь же, на севере, он прочно и навсегда стал народным, «крестьянским сыном».
Четверть века назад я был в Карачарове (сейчас это пригород Мурома) – в доме Гущиных. Они считают себя потомками Ильи (один из их прадедов отличался богатырской силой) и даже приводят какие-то доказательства. В общем, легенда всегда обрастает житейскими подробностями.
Страсти по поводу Ильи Муромца разгораются в информационном пространстве время от времени. Так, в годы перестройки и гласности одни толкователи объявили его лентяем, поскольку пролежал на печи тридцать три года. А заодно с ним и весь русский народ. Другие толкователи его «защитили» – мол, это характер наш народный такой: лежим-лежим, зато как поднимемся – ух!..
Удивительно, до чего легко сочиняются «глубокомысленные» схемы и делаются «глобальные» обобщения. Помню, моя маленькая дочь тогда возмущалась: «Что они выдумывают, папа? Они что, былин не читали? Там же ясно написано, что Илья Муромец болел, и его калика перехожий вылечил!»
Не читали. А только слышали звон.
Кстати, описанная в былинах болезнь была на самом деле. В Киево-Печерской лавре покоятся мощи богатыря (рост – 177 сантиметров, по тем временам – гигантский!) Илии по прозванию Чоботок, причисленного к лику святых как «преподобный Илия Муромец». Еще в советские времена ученые провели обследование мощей, установили многочисленные боевые раны, а также то, что у богатыря была травма позвоночного столба, вызвавшая в детстве и юности паралич ног.
То есть не в лени и не в характере дело, а в том, что у Ильи с детства было ущемление позвоночного нерва. Вот и лежал на печи, пока его калика перехожий не вылечил. Все, как в былине сказано.
С веками на общем восточнославянском пространстве одни тогдашние русские стали нынешними русскими, другие – нынешними украинцами. А поскольку Илья Муромец – общий былинный герой и нынешних «русских», и нынешних «украинцев», то как его будем делить? Когда-то царь Соломон предложил разрубить надвое ребенка, на которого претендовали две женщины, и отдать обеим по половинке. Одна из них согласилась, другая отказалась. Ее и признал царь Соломон матерью ребенка. Боюсь, у нас так не получится, боюсь, мощи Ильи никто не пожалеет. В информационном пространстве, разумеется. Специально оговариваюсь, а то ведь кто-нибудь прочитает, поймет в прямом смысле и примет как руководство к действию. Ничему уже удивляться не приходится.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ