ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ГОСУДАРСТВА ПО НЕПРОИЗВЕДЕННОМУ КАПРЕМОНТУ

Дополнительное пленарное заседание Госдумы в четверг отмечено темой жилищного строительства. Приняты в первом чтении два спорных законопроекта – по реновациям в Москве и о механизме исполнения обязательств государства по непроизведенному капитальному ремонту приватизированного жилья. Минстрой в лице замминистра Андрея Чибиса признает споры по восьми тысячам многоквартирных домов из двух миллионов на общую сумму тридцать млрд руб., в некоторых муниципалитетах обязательства по принятым судебным решениям превышают их бюджеты.

Андрей Чибис категорически против субсидирования этой проблемы за счет федерального бюджета. Депутаты пытались ему объяснить, что у муниципалитетов только мыши в закромах. Не исполняются не только старые советские обязательства, но и текущие антисоветские. Теоретически закон обяжет выполнять все обязательства, а не только по судебным решениям. Однако Минстрой даже не оценил объем обязательств. Чибис представил схему, рассчитанную исключительно на активность граждан.

Повлияли инициативы оппонентов, коммунистов и эсеров, а главное, законодательная инициатива Павла Крашенинникова и Сергея Нарышкина по наведению порядка в системе капремонта. Заметить заставил Конституционный суд. Правительство представило отзывы на депутатские законопроекты и внесло свой вариант.

Докладчик по законопроекту эсеров Галина Хованская заметила, что правительство, исполнительный орган, неспешно работает. Идет постоянная минимизация обязательств перед гражданами. Вместо того чтобы исправить норму Жилищного кодекса, мы ее дублируем. Во всех четырех законопроектах не все предписания Конституционного суда отражены. Куда испарились деньги на капитальный ремонт? Перед гражданами обязательства остались. И текущие обязательства не исполняются. Была денежная компенсация, она исчезла, и осталась размытая компенсация. Отзыв на законопроект Крашенинникова и Нарышкина пришел только в январе. Законопроект очень хороший, но правительство внесло свой.

Крашенинникову пришлось согласиться с тем, что надо принимать правительственный законопроект. Правительство обещает учесть альтернативы в поправках.

Согласно аннотации к законопроекту, предлагается установить особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения. За бывшим наймодателем закрепляется проведение капитального ремонта общего имущества в МКД за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета, если до даты приватизации было принято решение о проведении капитального ремонта МКД, но оно не было реализовано, и при условии не проведения его за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД (бывший наймодатель – орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в МКД выступать соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем).

При этом обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД не освобождает собственников помещений в МКД от уплаты взносов на капитальный ремонт. На субъект РФ возлагается установление: порядка определения бывшим наймодателем перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД; порядка информирования собственников помещений в МКД об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД.

Отклоненным законопроектом Крашенинникова и Нарышкина предлагалось устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт не нормативным правовым актом субъекта РФ, а законом субъекта РФ в пределах, установленных правительством РФ. Предусматривалось ведение владельцем спецсчета капремонта учета средств, поступивших на данный счет. Вводилась обязанность регионального оператора уплатить пени за каждый день просрочки в случае нарушения сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, установленных региональной программой.

Лев МОСКОВКИН