«ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ НЕ НАМ, А НАШИМ ПОТОМКАМ…»

В стране проходят митинги и пикеты против передачи части Курильских островов Японии. Они приурочены, в частности, к переговорам президента Владимира Путина с японским премьер-министром Синдзо Абэ, назначенным на 22 января

Четкой позиции Кремля мы не знаем. Два месяца назад президент Путин объявил: «Мы начали, вернее, возобновили диалог с нашими японскими партнерами именно на основе Декларации 1956 года». Вроде бы ясно – та Декларация предусматривает передачу Японии двух островов.
Однако в преддверии нынешней встречи министерство иностранных дел РФ заявило, что позиция Японии по Курилам «прямо противоречит вашим обязательствам по Уставу Организации Объединенных Наций». Даже посла Японии вызвали и выговорили ему, что выступления главы их правительства о «переходе территориальной принадлежности островов» искажают суть «договоренностей лидеров России и Японии об ускорении переговорного процесса».
Возможно, это не столько внешнеполитические, сколько внутриполитические маневры — для успокоения народа. Ведь сам факт частых встреч руководителей государств говорит о многом. «Ожидается рассмотрение вопросов, связанных с заключением мирного договора между двумя странами», — сообщается на сайте президента РФ, в анонсе предстоящих переговоров. Но мирный договор вот уже 60 лет неотделимо связан с территориальным.
Вопрос давний, болезненный, с той или иной степенью остроты возникает раз в несколько лет. И каждый раз встречает открытое и скрытое сопротивление. Вот и сейчас в стране проходят митинги и пикеты против передачи части Курильских островов Японии. Причем, россияне выходят протестовать не столько в силу своих политических пристрастий, сколько побуждаемые глубоко личными чувствами. И акции не отражают реальных масштабов, большая часть недовольства – скрытая, непубличная. Казалось бы, для громадной страны два скалистых острова в Тихом океане, на которых 99,99999% населения никогда не были и не будут – нечто абстрактное. К тому же культурная, материальная, экономическая ценность их – тоже величина почти абстрактная.
Немало у нас граждан, которые считали и считают: надо передать или продать их немедленно. Все равно до них наше государство не достает, люди там чуть ли не заброшены. А деньги можно получить немалые, урегулируется более чем полувековая спорная ситуация с Декларацией 1956 года, заключим, наконец, мирный договор с Японией, экономическое сотрудничество поднимется совсем на другой уровень. Сплошные выгоды!
Но так думают, полагаю, люди городские не просто по месту проживания, а по некой внутренней сути. И я к ним отношусь. Нам, наверно, не дано понять исконного крестьянского нутра, того, что писатель Глеб Успенский назвал «властью земли». Там генетически помнят, что предки говорили: «Земля-матушка, земля-кормилица». Там совершенно другая реакция: «Как это так – отдать свою землю?!»
Для таких людей, а они, по менталитету, составляют большинство населения России, страны крестьянской, земля – не площадь участка, не часть территории, а нечто иное. Быть может, мистическое. Быть может, даже атавистическое.
Это чувства, которые требуют понимания, уважения. Их нельзя не принимать в политический расчет.
У казахов есть легенда о болгарском хане Аспарухе. Тут надо кратко пояснить… Древние болгары, кочевой тюркоязычный народ, жили в степях Северного Причерноморья, рядом и вместе с половцами, предками нынешних казахов. В VII веке, из-за войн с хазарами, болгары вынуждены были уйти оттуда. Но общего мнения и согласия, куда направить коней, не достигли — и народ разделился. Одна часть откочевала на Каму, основав Камскую Булгарию. Камские булгары вскоре приняли ислам, сохранили язык, но потеряли самоназвание. Ныне они известны как «казанские татары».
Другую часть хан Аспарух увел на Дунай, где они обосновались среди славян, приняли христианство, полностью ославянились и даже стали основоположниками славянской письменности. Хан Аспарух – национальный герой Болгарии, основатель Первого Болгарского государства.
С первых же лет к нему стали приходить посланцы окрестных аборигенных племен с теми или иными требованиями. Однажды потребовали отдать им самую красивую девушку. Воины взялись за сабли: «Позор и бесчестье!» Но Аспарух распорядился отдать: «Войны не будет. Ни одна девушка на свете не стоит жизни моих джигитов».
В следующий раз посланцы потребовали отдать самого лучшего коня. Тут уж весь народ поднялся: «Это плевок в душу! Конь — крылья джигита, душа народа!»
Но Аспарух вновь беспрекословно выполнил требование: «Ни один конь на свете не стоит жизни моих джигитов».
В третий раз соседи потребовали отдать кусок заброшенной земли, не годного ни на что солончака. Аспарух ответил: «Нет. Будет война. Воевать мы умеем».
Посланцы удалились ни с чем. А хан бросил клич-приказ: «Аттас!» То есть – «На коней!», «По коням!»
На общем совете, однако, его спросили: «Объясни, хан… Почему ты дважды стерпел позор, отдал и девушку, и коня, а когда зашла речь о никому не нужном куске земли, хочешь начать войну? Неужели жизнь наших джигитов тебе не дороже этого бурьянного поля?»
На что хан Аспарух сказал: «Эта земля теперь принадлежит не нам – она принадлежит нашим потомкам».
Доказательством невыдуманности, подлинности легенды служит то, что слышал я ее не от болгар. У них она не сохранилась, а у казахов почему-то сохранилась. Какое тут эхо откликнулось в веках — неведомо, голова кружится. Этой легенде тысяча триста с лишним лет. Именно тысячу триста сорок лет назад хан Аспарух привел болгар на берега Дуная. И сказал: «Эта земля теперь принадлежит не нам – она принадлежит нашим потомкам».
Власть земли… Вполне возможно, что обладание землей – нечто мистическое или даже атавистическое.
А с другой стороны, давно уже стало всеобщим афоризмом высказывание индейского вождя Сиэтля, призвавшего соплеменников отдать или продать часть их территории белым переселенцам: «Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле». В другом варианте перевода: «Не земля принадлежит человеку, но человек принадлежит земле…»

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Фото из открытых источников.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x