В детстве, за малостью лет, я не задумывалась о том, что все, кто в тот день, 24 июня 1945 года, находился на трибунах Красной площади, присутствовали при величайшем историческом событии. На парад меня взял отец. Я была в том возрасте, когда не требовался специальный отдельный пропуск. От Потаповского переулка, где находилась редакция «Московского большевика» (так тогда называлась «Московская правда») мы шли пешком, все движение было перекрыто. Я была в новеньком пальто, мама всю ночь перешивала старый дядюшкин военный китель и даже украсила пальтишко вышивкой. Так что была я не девочка – принцесса. Правда, к окончанию двухчасового парада все были мокрые: постоянно моросил дождь. Но кого это могло огорчать. Все были счастливы. Гостевая трибуна, предназначавшаяся и для журналистов, была рядом с Мавзолеем. Ребят было достаточно много, нас старались поставить вперед, чтобы мы могли видеть все, что произойдет на Красной площади.
Исторический парад запечатлен в тысячах метров кинопленки, огромном числе фотографий, в газетных и журнальных публикациях, воспоминаниях участников. Но мало кому известно, как шла подготовка к параду. Сегодня мы хотим рассказать о ней языком документов, которые составили основу уникального издания «Победители» и книги–альбома «Парад парадов». Оба они выпущены по инициативе и при поддержке правительства Москвы к 50-й и 55-й годовщине Великой Победы.
О том, что в столице состоится Парад Победы, страна и мир узнали буквально накануне, когда был обнародован приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 22 июня за номером 370: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона – Парад Победы. На парад вывести сводные полки фронтов, сводный полк Наркомата Обороны, сводный полк Военно-Морского флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому. Общее руководство по организации парада возлагаю на командующего войсками Московского военного округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника Артемьева».
До официального сообщения о параде на страницы печати не проникало ни одной, даже косвенно намекающей информации. Но тем не менее город и москвичи пребывали в ожидании грандиозных событий, ведь в столицу в начале июня стали прибывать войска, техника. 22 мая в нашей газете было опубликовано сообщение о торжествах в Берлине по случаю передачи для отправки в Москву Знамени Победы. Вот текст информации: «Задолго до церемониала к Бранденбургским воротам непрерывным потоком движутся машины, мотоциклы и велосипеды с бойцами и офицерами. Все спешат на Паризерплац к зданию рейхстага. В три часа дня к месту торжества прибыл военный комендант Берлина Герой Советского Союза генерал-полковник Берзарин… Красное полотнище победы снимают с здания рейхстага и заменяют новым. Под звуки государственного гимна Советского Союза группа бойцов и офицеров проносит священное знамя победы перед строем. Возглавляет эту группу Герой Советского Союза лейтенант Виктор Бойченко».
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков вспоминал: еще в середине мая, через несколько дней после того, как отгремели военные залпы, его вызвали в Кремль. Сталин спросил: «Не следует ли нам в ознаменование победы над фашистской Германией провести в Москве Парад Победы и пригласить наиболее отличившихся героев – солдат, сержантов, старшин, офицеров и генералов?»
Уже 16 мая в адрес всех командующих фронтами была направлена директива за подписью начальника Генерального штаба генерала армии Алексея Антонова:
«1. Для участия в параде в городе Москве, в честь победы над Германией, выделить от фронта сводный полк.
2. Сводный полк сформировать по следующему расчету: пять батальонов двухротного состава по 100 человек в каждой роте (10 отделений по 10 человек). Кроме того 19 человек командного состава из расчета: командир полка – 1, заместителей командира полка 2 (по строевой и политической части), начальник штаба полка 1, командиров батальонов – 5, командиров рот 10 и 36 знаменщиков с ассистентами офицерами. Всего в сводном полку 1059 человек и 10 человек запасных.
3. В сводном полку иметь: шесть рот пехоты, одну роту артиллеристов, одну роту танкистов, одну роту летчиков и одну роту сводную (кавалеристы, саперы, связисты).
4. Роты укомплектовать так, чтобы командирами отделений были средние офицеры, а в каждом отделении – рядовые и сержанты.
5. Личный состав для участия в параде отобрать из бойцов и офицеров, наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые ордена.
6. Сводный полк вооружить: три стрелковые роты винтовками, три стрелковые роты – автоматами, роту артиллеристов – карабинами за спину, роту танкистов и роту летчиков – пистолетами, роту саперов, связистов и кавалеристов – карабинами за спину, кавалеристов кроме того – шашками.
7. На парад прибыть Командующему фронтом и всем командирам, включая авиационные и танковые армии.
8. Сводному полку прибыть в Москву 10 июня 1945 года, имея при себе 36 боевых знамен наиболее отличившихся в боях соединений и частей фронта и все захваченные в боях знамена противника независимо от их количества.
9. Парадное обмундирование для всего состава полка будет выдано в Москве».
Уже 12 июня на Центральном аэродроме состоялась первая общая репетиция пеших войск. Через несколько дней там же в генеральной репетиции участвовала также конница. Смотр всех артиллерийских частей проходил на Садовом кольце – от Смоленской площади до Крымского моста с 3 до 5 часов утра. Смотр-тренировка бронетанковых и механизированных войск шел на полигоне в Кузьминках. В ночь с 15 на 16 мая и несколько последующих местом проведения смотра всей техники стала Красная площадь.
В подготовку к параду включились и городские службы. Уже 2 июня комендант города генерал-лейтенант Синилов известил секретаря исполкома Моссовета Майорова, какие мероприятия необходимо выполнить для успешного передвижения техники, людей, проведения тренировок.
…В ночь с 12-го на 13-е, с 15 на 16 июня, с 1 часа до 5 часов 20 июня, в ночь накануне парада и до его окончания по Садовому кольцу от Смоленской до Крымской площадей, где шел смотр, отключали трамвайные и троллейбусные сети, полным светом заливались Красная площадь, площади Свердлова, Революции, Манеж, Охотный ряд, улица Горького до площади Маяковского, Моховая, улица Коминтерна (ныне Воздвиженка).
К 13 июня были изготовлены и установлены вдоль тротуаров Исторического и Кремлевского проездов, на углу улицы Куйбышева и Красной площади (у 2-го Дома НКО, как значится в документе) крепкие деревянные наклонные мостки. Здесь предстоял проход техники. В установленные дни и часы мостовые Исторического и Кремлевского проездов, Васильевского спуска Красной площади посыпались крупным желтым песком, чтобы избежать пробуксовки машин. Нашлось дело и для московских дворников: с 5 июня они, вооруженные шлангами для мытья войсковых машин, приступили к работе на подходах к Красной площади.
Начальнику управления дорог и мостов исполкома Моссовета предстояло к определенному дню проверить и сообщить коменданту города Москвы состояние мостов и улиц, имеющих подземное хозяйство. От их надежности зависел порядок движения танков и артиллерии. В результате через Белорусский путепровод прохождение артиллерии разрешалось с интервалом между каждым орудием 20 метров, а скорость движения колонны – не более 10 километров в час. Через новый деревянный Рязанский путепровод танки имели право идти с интервалом не менее 10 метров, в один ряд и на скорости всего 5 километров. На Краснохолмском мосту интервал между танками – 80 метров, скорость также 5 километров. При прохождении артиллерии и танков через мосты, путепроводы и кирпичную трубу речки Нищенки должны были быть выставлены регулировщики движения. При прохождении военной техники не допускалось параллельного движения трамвая.
В День парада с самого раннего утра к Красной площади по заранее разработанным маршрутам началось передвижение войск и техники. К 9 часам 40 минутам все участники парада заняли свои места. На площади – сводный оркестр Московского гарнизона под управлением генерал-майора Чернецкого. 1400 музыкантов. Утвержден репертуар: сводный полк каждого фронта, моряки, кавалеристы, слушатели военных академий пойдут под свою маршевую музыку.
И вот над замершей Красной площадью раздалось: «Смирно! Равнение на середину!» От Спасских ворот Кремля на белом коне выехал принимающий парад маршал Георгий Жуков. Ему навстречу на вороном скачет командующий парадом маршал Константин Рокоссовский. И снова команда: «Парад, смирно! К торжественному маршу!..»
Двести воинов несут склоненные к земле фашистские знамена. Победа! 1418 дней и ночей войны остались позади.
Нина БАТАЛОВА.