АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА: Я БУДУ ТАНЦЕВАТЬ ДАЖЕ В СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА

Накануне дня рождения балерины и общественного деятеля, лауреата Международного конкурса артистов балета имени Сержа Лифаря Анастасии Волочковой, которой 20 января исполнится 45 лет, корреспондент «Московской правды» побеседовала с балетной дивой о разных этапах ее жизненного пути, о друзьях, врагах, творчестве, любви и цене успеха.

— Анастасия, вы начали свою карьеру в 1994 году в Мариинском театре. Были ли моменты в вашей жизни, когда вы жалели о выбранном пути, хотелось ли все бросить и развиваться в другом направлении?

— Я рождена быть балериной! С пяти лет у меня появилась цель в жизни. Я пришла в Академию балета неспособным ребенком, то есть у меня не было физических данных вообще. Пришлось заниматься с частным преподавателем, которого мне наняли родители, — это была ученица Агриппины Вагановой Кира Валентиновна Кокорина. Ей, в общем-то, и обязана всей своей балетной жизнью – она меня вылепила. И до сих пор в моей жизни не было ни одного дня, когда я пожалела бы, что вложила столько труда и сил, в итоге став балериной. Конечно, нет… В балетном училище, когда я приходила в балетный зал, наш преподаватель ежедневно разрушала мою мечту, говоря мне: «Волочкова, иди стой на какой-нибудь последней «палке», ты все равно не будешь балериной, дай дорогу девочкам, которые обладают данными». Она говорила, что я буду кем угодно: врачом, инженером и так далее, но только не балериной. В такой обстановке я находилась практически ежедневно, с половины девятого утра до половины седьмого вечера. Затем предстоял полуторачасовой путь домой.

Но все-таки продолжала заниматься, потому что видела регулярный, хоть и малюсенький вначале результат. Поэтому и не было желания опускать руки. А в Мариинский театр поступила за год до окончания балетного училища – со второго курса. Меня пригласил, в то время худрук, Олег Виноградов на положение солистки. Это был уникальный случай за всю историю Мариинки.

Майя Плисецкая, Родион Щедрин и Анастасия Волочкова

— На кого вы равнялись в балете? Кто был для вас эталоном?

— В мире балета эталоном была и остается Майя Плисецкая. В моей жизни этот пьедестал она заняла сразу, как только я узнала о ней. Я всегда восхищалась ею, и впоследствии, уже в Большом театре, счастью не было предела, ведь именно Майя Михайловна стала моим педагогом и наставником. Она была человеком, который оказывал мне невероятную поддержку, в том числе публичную, в самые сложные времена, когда другие просто боялись это делать. Работа с Майей Михайловной в Большом – незабываема. Она репетировала со мной партию Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок» на музыку ее супруга, Родиона Щедрина. Но самым ценным даром от нее стал балет «Кармен-сюита». Я была первой русской балериной, которой она передала право танцевать этот балет вместо нее. Я танцевала его и на ее юбилейном концерте, и на концерте Родиона Константиновича. Затем включила его в свои концертные программы и до сих пор танцую. Например, в спектакле «Балерина в зазеркалье цирка» я исполняю вариацию из балета «Кармен», как дань памяти Майе Михайловне. Ведь, помимо профессиональной подготовки, она часто заходила ко мне в гримерку, где и давала самые ценные советы. Например, говорила, что Кармен в начале балета должна быть слегка стервозная, слегка дерзкая. Еще она часто советовала и настаивала, чтобы я нашла в себе силы всегда идти вперед с гордо поднятой головой, при этом говоря: «Настенька, ты даже не представляешь, с чем тебе придется столкнуться в этом театре. Синяки, травмы и стертые в кровь ноги – это ничто по сравнению с той моральной болью, которую тебе придется испытать, с тем количеством незаслуженной грязи, которое выльют на тебя». Майя Плисецкая была королевой и оставалась ею даже в свои 90. Она жила с мужем в Германии, но завещала развеять свой прах над Россией. И раньше, и сейчас, в сложные времена, я всегда ее вспоминаю. Мне тоже ведь на какое-то время приходилось эмигрировать из-за интриг в Большом театре. У меня был контракт с Английским национальным балетом на 16 спектаклей в Альберт-холле — там выступали все мировые звезды. И, я думаю, в Большом театре с этим не смогли смириться. Но только в Большом театре была та уникальная плеяда педагогов! Моя история жизни связана с такими мэтрами, как Майя Плисецкая, Юрий Григорович, Владимир Васильев, Олег Виноградов, Борис Эйфман, и многими другими — вся моя жизнь проходит под куполом этих ангелов-хранителей. Юрий Григорович вернул меня из Лондона. Сейчас ему 94 года, я навещала его в санатории 2 января, в день его рождения, правда, лично встретиться не получилось, но удалось передать ему гостинцы с письмом. Очень много с ним связано. Свою первую золотую медаль я получила из рук Юрия Николаевича на Международном конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря в 1996 году. А в 2002-м он вручил мне диплом и приз на Международном фестивале «Бенуа де ла Данс», который аналогичен «Оскару» в киноиндустрии. Позже вручал мне «Золотого льва», как талантливой балерине Европы. Наш творческий союз возник в 2003 году, когда меня незаконно уволили из Большого театра, и уже в 2004-м Юрий Николаевич пригласил меня стать примой-балериной в его театре, в Краснодаре. Я приезжала туда для тренировок и выступлений со своими партнерами. Потом занялась сольной программой, которой, кстати, идет уже 21-й год. Юрий Николаевич – очень интересный человек, он любит побеседовать, он веселый. Его слова обо мне как балерине, кстати, тоже всегда были защитой для меня. Даже наш президент, Владимир Владимирович Путин, в поздравлении Юрию Николаевичу, перечисляя все его заслуги, написал, что он открыл звезду Анастасию Волочкову. Это очень приятно!

Юрий Григорович и Анастасия Волочкова

— Покинув Большой театр и занявшись сольной карьерой, вы начали экспериментировать со смешением стилей. Как ваш зритель воспринял смену вашего амплуа?

— После лондонских гастролей я стояла на распутье. Одно направление означало бросить балет, второе – придумать что-то настолько новое и необычное, что понравится людям. И мы с мамой придумали репертуар сольной программы, которая включала 12 хореографических композиций. Вначале программа была более классического формата, я приглашала оперных певцов и некоторых артистов балета. Постепенно старалась делать ее современнее. Моя дочь Арина в свои 3,5 годика уже была солисткой детского ансамбля «Домисолька». Так в моем репертуаре появилась первая песня — «Цып-цып, мои цыплятки», а потом уже Игорь Николаев написал песню «Балерина». Это первая песня, написанная для меня, я пою ее в финале «Балерины в зазеркалье цирка». После этого появились и другие, кстати, 20 января на iTunes выходит мой альбом. В него войдут около 20 песен, как сольных, так и дуэтов с Колей Басковым, Сережей Зверевым, Никитой Джигурдой, Ромой Жуковым и другими. Также в альбоме будет и новая песня — «Одна», на нее мы с фотографом из Лондона Леной Голицыной сняли клип. Для нее это дебютная работа в плане видеоролика. Получилось достаточно интересно, в мой день рождения состоится премьера клипа.

Я с уверенностью говорю, что зрители воспринимают мое современное амплуа с энтузиазмом, потому что это понятно каждому, здесь не нужно вдумываться в сложный сюжет балета. Пробовала себя и в драматической роли в спектакле Иосифа Райхельгауза «Пришел мужчина к женщине», в котором сыграла с Саидом Баговым. Были интересные работы в кино – полнометражный фильм «Черный принц», который получил первый приз на Международном фестивале независимых фильмов в Нью-Йорке. Еще снималась в детективном сериале «Место под солнцем», в роли балерины Кати Орловой.

И сейчас, когда уже, казалось бы, станцевала все классические балеты, которые только могла, объездила весь мир, я рада, что мои благотворительные концерты и спектакли проходят до сих пор, что я сохранила форму, что я – классическая балерина. За это очень благодарна всем своим педагогам. Я радуюсь тому, что подарила свое творчество всему миру, и в первую очередь России, потому что считаю себя патриотом своей страны и люблю ее. Я очень горжусь, что многие дети в России знают меня лично чуть ли не с пятилетнего возраста. Да, конечно, благотворительные концерты – это непросто, ведь из всех вложенных средств не возвращается ничего, так как билеты бесплатные для всех.

— В условиях пресловутой «новой реальности», ситуации с пандемией, многие отечественные культурные деятели заявляли о плачевном финансовом положении, неоднократно обращаясь к властям с просьбами о помощи. В основном это было связано с запретом на посещение культурных мероприятий, а также заполнением залов не более 25% от общего числа мест. Какое у вас отношение к этой истории, сильно ли пострадала ваша деятельность от ограничений?

— Это просто безумие. Для артиста не выходить на сцену, не танцевать, не играть, не слышать аплодисменты и не получать цветы – это крах. К тому же я не представляю, как спортсмены, артисты балета и цирка сохраняли форму во время пандемии. Мне повезло, недалеко от моего дома есть зал, в котором можно репетировать, а в доме на третьем этаже — небольшой театр, где можно выполнять упражнения. До осложнения эпидемиологической ситуации у меня было примерно четыре благотворительных концерта в неделю. И потом вдруг резкий застой – семь месяцев я не выходила на сцену. Это было очень тяжело. В октябре прошлого года в зале «Мир» прошла премьера обновленного спектакля «Балерина в зазеркалье цирка». Мы предупредили всех по поводу масок и социальной дистанции, хотя для театра это, конечно, неудобно. Пришло больше людей, чем было пригласительных. С большим трудом удалось уложиться в требования. И в свой день рождения, 20 января, я тоже решила танцевать. Для себя, для близких мне людей, всего около 120 человек, мы вновь покажем спектакль. Это будет закрытое мероприятие. Да и шиковать сейчас не время, по моему карману ситуация с ограничениями ведь тоже ударила: нет спектаклей, корпоративов и концертов. При этом расходная часть у меня очень велика.

— Как известно, другом можно назвать не каждого. Лично у вас много друзей?

— В мире шоу-бизнеса и театра очень непросто дружить, поэтому у меня достаточно много хороших знакомых и совсем не многих я могу назвать истинными друзьями. Во многих я чувствую зависть по отношению к себе. К примеру, сегодня очень много исполнителей, певцов, но я считаю, что занимаю свою, отдельную нишу, совмещая в творчестве несколько жанров. Конечно, хейтеров и злопыхателей много. Зачастую я закрываю все комментарии под своими постами в соцсетях – в них порой ужас что творится! Но за меня вступаются мои поклонники и реальные подписчики. Я сожалею, что люди настолько озлоблены, особенно сейчас, когда нам всем нужно сплотиться, стать добрее. Самое время людям задуматься о том, кто чем может помочь, а не поливать грязью. Кстати, гадости пишут преимущественно с пустых аккаунтов — у которых ноль подписчиков и подписок. Вероятно, это очень мрачные люди, порой становится страшно за них. Я советую им оторваться от экрана, встать с дивана и донести себя хотя бы до спортивного зала, выплеснуть энергию с пользой для себя, уверена, у них улучшится настроение и они станут добрее.

— Секрет успеха от Анастасии Волочковой эксклюзивно для читателей «Московской правды» и совет, как справиться со стрессом и проблемами в этот непростой эпидемиологический период.

— Чтобы добиться успеха, необходима, конечно, такая составляющая, как талант. И в каждом человеке есть какой-то талант, но его нужно выявить и постоянно развивать. Не добиться успеха и без упорства, постоянной работы над собой и могущества воли. Но все это не сработает, если нет цели. Нужно обязательно ставить перед собой цель и уметь идти к ней, преодолевая все препятствия, не жалея никакого труда и никаких сил. Вместе с этим нужно научиться не обращать внимания на то, что говорят люди, – это слышит только моя спина. И, наконец, если любимое дело направлено на благо, если оно несет добро, то высшие силы и Вселенная всегда помогают. Мы все совершаем ошибки, нужно уметь их признавать и искренне извиняться. Самое большое огорчение мне приносит разочарование в людях, которым я верила. Тем не менее я остаюсь открытой и в целом продолжаю верить. Все-таки лучше быть, а не слыть, лучше быть, а не казаться, ведь мы живем в мире живых людей. И мне многие говорят, что на самом деле я другой человек, нежели меня представляют в некоторых СМИ, пытаясь выставить в не очень хорошем свете.

— Вы счастливый человек?

— Я счастливый человек, потому что я любима! Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, меня любит моя аудитория, дети, меня любят люди! Свой тернистый путь я прошла, было сложно во всех этих перипетиях, зато теперь у меня есть история. Если у человека есть своя история – это тоже большое счастье. Я обязательно встречу своего человека, мужчину моей жизни и судьбы. И когда это произойдет, я войду в его жизнь со своей историей, как успешная состоявшаяся личность, со свей эмоциональной составляющей, жизненным опытом. Он будет самым счастливым человеком на Земле.

— Какими качествами, по вашему мнению, должна обладать женщина?

— Женщина должна обладать естеством, обаянием, умом, мудростью и искренностью, конечно, у женщины должны быть таланты, потому что без них она превращается просто в красивую куклу.

— А мужчина?

— Мужчина не обязательно должен быть красив, но он прежде всего должен быть мужчиной. Если говорить о моем мужчине, с которым я готова была бы создать союз, он должен быть однозначно сильнее меня. Поэтому сильным женщинам очень сложно найти свою партию. И каждая сильная женщина хочет заявить, что устала быть сильной, что нужно надежное плечо. В данный момент у меня такого плеча нет, но есть любимый человек, с которым у меня очень искренние отношения уже довольно долгое время. Я считаю, что нужно ценить каждый миг, когда мужчина и женщина могут быть вместе, не задумываясь о том, что будет дальше. Ценить то, что есть сейчас, в эту минуту, в эту секунду. И, главное, просто необходимо уважать друг друга.

Анастасия Федоренко.

Фото автора и из архива Анастасии Волочковой.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x