ВИНИЛОВЫЙ РЕНЕССАНС

Еще недавно казалось, что музыка на виниловых пластинках ушла в прошлое, но сейчас идет виниловый бум, время настоящего «винилового ренессанса». И  взрослые меломаны, и молодежь покупают проигрыватели и собирают внушительные коллекции виниловых дисков.

Сегодня в Москве есть несколько групп людей, которые интересуются винилом. Это как старые, проверенные слушатели, которые традиционно  покупают и слушают только пластинки, так и молодые люди, которым просто это очень интересно.

Старый добрый винил, пластинки, пластиночки…  Самый романтичный и задушевный носитель музыки, мы видим его в коллекции родителей или классических кинолентах. Причины невероятной любви к традиционным пластинкам понятны каждому ценителю: во-первых, тот самый «настоящий виниловый звук» — единственный правильный, как уверяют знатоки. Цифровое звучание, по мнению любителей винила, не идет ни в какое сравнение с аналоговым. Возможно, не каждый сможет сразу почувствовать разницу, но, поняв однажды, как звучит винил, вы вряд ли захотите променять свою коллекцию виниловых пластинок на флешку с музыкальными файлами.

Казалось, что с появлением цифровой техники виниловые диски уйдут в прошлое, но этого не произошло. Со временем выяснилось, что аналоговое звучание, его плавность и непринужденная подача по-прежнему являются недосягаемым идеалом для самых передовых цифровых технологий. Сегодня практически любой музыкант считает за честь выпустить свой альбом на LP-пластинке.

Современные студийные технологии звукозаписи за редким исключением используют цифровые модули, даже у новых виниловых изданий имеется одно несомненное преимущество. Дело в том, что практически весь цифровой ассортимент (МР3, компакт-диски и Hi-Res) сегодня подвергается мощному динамическому компрессированию громкости. Тихие пассажи делаются громче, а пики обрезаются. Это сделано для того, чтобы музыка уверенно звучала по радио, в автомобиле и недорогих наушниках. Пластинка же попросту не позволит записать сигнал с большой амплитудой – иначе колебания просто вытолкнут иглу проигрывателя из канавки. Таким образом, именно на виниловых изданиях удается сохранить изначальный авторский замысел нетронутым.

А еще меломанам нравится сам процесс собирания и воспроизведения пластинок, люди выискивают редкие и ценные пластинки по своим направлениям и критериям, да и азарт поиска никто не отменял! Найти редкую, интересную пластинку или купить что-то в несколько раз дешевле средней рыночной цены — очень приятно. Собрать фонотеку вполне реально, будь то новодельный винил или оригиналы прошлых лет, вопрос в первую очередь в понимании процесса. Так, спрос на виниловые пластинки вырос на 56 процентов за год. Это связано с тем, что для людей покупка пластинок стала престижной и модной, сегодня можно приобрести все, что душе угодно: от полной коллекции советских пластинок до релизов современных исполнителей.

Любители винила объединяются в клубы, проводят встречи. Мы побывали на одной «виниловой» тусовке, в легендарном ДК им. Горбунова ( в народе знаменитая «Горбушка»). Народу тьма, на несколько десятков метров стоят столики и стеллажи, полностью заполненные винилом, культура винила жива!

Наш проводник в мир винила Андрей Варыгин рассказал, что в числе первых пришел на «Горбушку» в 1984 году,  проводил встречи коллекционеров, продавал пластинки 16 лет. Потом были сложные времена, вынужденный перерыв в 20 лет, и  вот сейчас винил вернулся, и люди вернулись. Сейчас в мире идет некий возврат к этакой красивой картинке, которой людям кажется жизнь в шестидесятые годы. В  то время главным носителем музыки был винил, про  СД-диски и даже кассеты никто и не слышал! Были, конечно, катушки для магнитофонов, но это вторично, а первично был только его величество винил. До сих пор есть определенная категория людей, которая никогда не прекращала его слушать. У меня дома тогда тоже были  обширные виниловые коллекции. Приятно, что молодежь стала спрашивать у старшего поколения, чем интересен винил. Мы объясняем, например, что при переводе аналоговой записи в цифровую исчезает та красота,объемность звучания. В СССР я был президентом фан-клуба группы «Роллинг Стоунз», очень много знаю про эту группу и прекрасно знаком с их творчеством: по звучанию на пластинке  можно сказать, что характер их музыки нарочито немного грязноватый, а на компактах  уникальность звучания сильно теряется, остается не все, и как раз этого кусочка не хватает для полного и абсолютного восторга. Мадонна на компакте слушается прекрасно, а  «Роллинг Стоунз» плохо. А для джаза компакту не хватает его разрешающей способности для полноты, теплоты звука, для ощущения эффекта присутствия.

Прекрасно и то, что настоящим пластинкам по 40 — 50 лет, и если они сохранились в идеальном состоянии, то, как говорили греки, «вы держите в руках теплый антик». И на этой волне есть большая категория людей, которые плывут как бы в фарватере, для них становится важным и размер пластинки, и большая картинка на конверте, и  то, что ее можно поставить на виниловый проигрыватель.

Наш собеседник и его коллеги по увлечению рассказали, какие типы пластинок бывают, чем они различаются и влияет ли их тип на то, как она играет.

Пластинки делятся по многим признакам. Когда-то все начиналось с 78-оборотного шеллака. Сейчас подобными пластинками или просто украшают интерьер, или же ими занимаются серьезные коллекционеры и ценители старой музыки. Такие пластинки с редкими записями и в хорошем состоянии могут стоить очень дорого — несколько тысяч долларов за пару редких блюзов. Но звук несовершенен, состояние подчас плохое, плюс эти пластинки требуют особого обращения, начиная с ухода и чистки и заканчивая воспроизведением. И дело не только в том, что на большинстве проигрывателей нет 78-й скорости, а в том, что и головки-тонармы, и прочая техника там требуются особые.

Все пластинки делятся на моно и стерео, а по скорости воспроизведения — сейчас это 33,3 и 45 оборотов. Цвет винила предпочтительней черный, впрочем, и на цветном или прозрачном виниле встречаются отличные издания. Пластинки же с картинками (Picture Disk) обычно звучат плохо, их чаще не слушают, а коллекционируют.

Испортить пластинку довольно легко: уронить, поцарапать, запилить изношенной или неправильно настроенной иглой, можно даже разбить.

Но при всем этом  виниловый носитель не так уж и уязвим, как кажется. Возраст на него не особо влияет, порой 100-летняя пластинка  звучит превосходно! Сколько проживет винил, зависит от владельца, так что долговечность здесь только вопрос аккуратности, правильного обращения и хорошо настроенного качественного проигрывателя.

Сейчас стали много выпускать виниловых пластинок, в ярких коробках с  красивыми картинками. Конечно, можно купить такой новодел и слушать, но эксперты, в том числе и я, утверждаем: прижизненные пластинки звучат лучше, естественнее. И знаете почему? Потому что и режиссеры и инженеры в то время, образно говоря, жили и дышали этими пластинками, а в процессе микширования и музыканты, певцы стояли рядом. Сейчас все по-другому: современные режиссеры звукозаписи никогда не слышали оригинального звучания песни. Вот что точно стоит приобретать — издания классической музыки фабрики «Мелодия»!

Если вы решили начать знакомство с винилом, не бойтесь задавать вопросы. Рано или поздно вы обязательно с кем-то подружитесь — это и обмен информацией, советами, контактами продавцов. Конечно, удобно слушать музыку в дороге или на улице, пользуясь цифровым носителем. Но поставьте старую пластинку — вам гарантированы потрясающие впечатления!

Пластинки слушал Михаил Ковалев.

Фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x