Поиску ответа на этот непростой вопрос была посвящена специальная конференция в Общественной палате РФ, приуроченная к первой годовщине голосования по поправкам в основной закон страны.
1 июля исполнился ровно год с момента общенародного голосования по внесению поправок к Конституции. Как напомнила модератор мероприятия, секретарь ОП РФ Лидия Михеева, Общественная палата приняла активное участие как в процессе сбора и подготовки предложений от общественности всех субъектов РФ, так и в обеспечении соблюдения прав граждан при проведении голосования. По ее словам, принятие поправок уже вписано в новейшую историю России, и важно зафиксировать социальный эффект, понять, каким образом изменения в основной закон страны повлияли на жизнь рядового гражданина, определить роль институтов гражданского общества в контроле за реализацией важнейших социальных прав и гарантий, закрепленных в обновленной Конституции.
В заседании приняли участие сопредседатели и члены рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, представители Совета Федерации, члены ЦИК России, представители Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России, члены Координационного совета по общественному контролю за голосованием, члены ОП РФ, общественные деятели, гражданские активисты, члены Волонтерского корпуса ОП РФ.
Точку зрения законодателей на то, что изменилось за год в социально-политической жизни страны, озвучила первый заместитель председателя Комитета Совфеда РФ по регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева:
«Я была членом рабочей группы и, говоря о социальной составляющей, очень сожалею, что моя поправка тогда не прошла. У нее было очень много противников. В ней говорилось о том, что заработная плата работающего человека должна обеспечивать достойный уровень жизни. К сожалению, эта поправка не прошла».
По ее словам, год спустя мы видим, как разнятся взгляды россиян, которые подавляющим большинством одобрили изменения в «основной закон», и мнения зарубежных партнеров:
«Казалось бы, это внутренний правовой акт России, что в нем так их «напрягает»? <…> Приведу два маленьких примера: 28 января 2021 года Европейский парламент на специальной встрече обсуждал вопрос о последствиях конституционной реформы в России. Каждая позиция, начиная от голосования в течение пяти дней, которое якобы снизило эффективность работы наблюдателей, до приоритета российского законодательства над зарубежным и создания Госсовета для якобы сохранения власти действующего президента вызвали отторжение и признаны негативными. В марте 2021 года Венецианская комиссия также отрицательно охарактеризовала поправки, критикуя Россию, прежде всего, за игнорирование решений Европейского совета по правам человека (ЕСПЧ) и разрушенную изменениями судебную «келейность»: раньше квалификационные комиссии судов сами решали судьбу «проштрафившихся» судей, теперь это стало публичной компетенцией представительного органа – Совета Федерации».
Что касается этой последней претензии к поправкам в Конституцию, то так называемые «зарубежные партнеры» и представители российской внесистемной оппозиции, видимо, опасаются нарушения базового принципа любого правового государства: а именно независимости друг от друга трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Охарактеризовав это упрек как «надуманный», член Совфеда Светлана Горячева перешла к рассказу о том, как в течение этого года вследствие принятых поправок в Конституцию менялось действующее российское законодательство:
«Было наработано 139 законопроектов, из них 19 – президентом России, 25 – правительством, 59 – депутатами Госдумы, 12 – сенаторами, 17 – органами госвласти субъектов РФ. В Совете Федерации мы вели мониторинг реализации положений обновленной Конституции <…> и можем констатировать, что фактически работа над поправками в Конституцию завершена: принято 4 федеральных конституционных закона и более 30 федеральных законов. Значительная их часть касается социальной и семейной сферы, расширения полномочий Госдумы и Совфеда как представительных органов власти; изменения статуса местного самоуправления; запретов для чиновников, связанных с иностранным гражданством».
Более подробно Светлана Горячева остановилась на одном из изменений, которое касается новых полномочий Совфеда и существенно затрагивает деятельность правоохранительной системы:
«Серьезной проблемой по действовавшей ранее Конституции являлось то, что прокуроры в субъекты РФ назначались президентом по согласованию с органами власти регионов. Это приводило к «местничеству» и желанию надзорных органов не всегда замечать допускаемые нарушения. Общаясь с гражданами по жалобам, мы это часто констатировали. Сейчас изменен порядок назначения, и прокуратура становится на деле единой федеральной централизованной системой, осуществляющей высший надзор в государстве. Для генерального прокурора, его заместителей, прокуроров в регионах и спецпрокуроров определен единый порядок назначения на должности: они назначаются президентом после консультаций с Советом Федерации. Субъекты Федерации отстранены от влияния на эту важную функцию. С 1 декабря 2020 года по этой новой конституционной норме назначены 23 кандидатуры. Хочу сказать, что такой же порядок сейчас установлен и для «силовых» министров: начиная от министра обороны, до главы МЧС».
Так что, после того, как с «местничеством» и «келейностью» будет покончено, скорее всего, «вертикаль» станет еще «вертикальнее», а чему это будет способствовать и как в конечном итоге повлияет на жизнь россиян, покажет жизнь…
Сергей Ишков.
Фото из открытых источников