Цивилизаторский бумеранг и эра невмешательства

Современная трагедия Афганистана еще раз показала и доказала, что любые попытки вторжения извне в глубоко архаичные сообщества оборачиваются негативными последствиями для всех – в том числе и для цивилизаторов.

16 сентября на встрече в Душанбе министры иностранных дел России, Китая, Ирана и Пакистана обсудили ситуацию в Афганистане и приняли совместное заявление… В Кабул прибыл первый самолет с гуманитарной помощью ООН… Три бывших президента США участвуют в создании некоммерческого объединения для помощи афганцам, бежавшим от режима талибов. К миссии уже присоединились крупные бизнес-структуры.

Речь о проблемах общечеловеческих. И потому достойно сожаления открытое злорадство на некоторых российских телеканалах и части наших политиков, которые радостно вещали: «США унижены. Америка проиграла войну», «США потерпели реальное военное поражение в Афганистане».

Во-первых, можно спорить, считать ли войной диверсионные, террористические вылазки талибов против американских войсковых частей. А мгновенную гражданскую войну проиграло законное правительство Афганистана.

Во-вторых, если бы талибы не свергли законную афганскую власть, тогда бы и не было «поражения Америки» и повода для злорадства? Значит, обитатели телевизора и другие их единомышленники радуются победе «Талибана»*, объявленного в РФ террористической организацией?

И потому вполне резонно вести речь совсем о другом, о глобальном вопросе международной жизни – о цивилизаторском поражении вообще, в данном случае — Америки.

Основная часть (половина) населения Афганистана – пуштуны. Затем по численности идут таджики, хазарейцы (тюрко-монгольско-иранский конгломерат), узбеки… С феодальных времен языком высших сословий, а затем – государственным языком образованных сословий был дари, на котором и говорили таджики, хазарейцы, узбеки. С 1933 года власти ввели второй государственный язык – пушту.

Пуштуны – народность, в основном обитающая в горах Гиндукуша, в так называемой «полосе независимости» между Афганистаном и Британской Индией, впоследствии – Пакистаном. Еще ее называли Территорией племен. Пуштуны никогда особо не починялись ни британским властям, ни афганским, ни пакистанским. Они жили и живут по своим патриархальным, родоплеменным законам, по кодексу «Пуштун-валай», который составляет симбиоз с исламским шариатом и даже конкурирует с ним.

В Афганистане пуштуны – самая малообразованная, фактически неграмотная часть населения. Наиболее доступной (и престижной) для них были военная карьера, служба в армии, и религиозная – поступить в медресе и стать «талибом», то бишь «учащимся», «студентом». А потом – муллой.

До 1978 года страна более или менее спокойно жила под властью шахов.

И здесь надо напомнить, что хаос в стране начался со свержения шахского режима, с так называемой Апрельской революции, инспирированной и поддержанной СССР. В декабре 1979 года СССР ввел в страну войска. В Афганистане была провозглашена «социалистическая республика».

За 10 лет СССР построил для афганцев электростанции, линии электропередач, дороги, нефтебазы, заводы, аэропорты, жилые дома, техникумы, школы… Тем не менее все это время шла война. Ее лидерами были моджахеды. Воевали и талибы, но они не были на виду. Более того, в советской прессе то и дело появлялись сообщения, до конца понятные только знающим — о переговорах советского военно-политического руководства в Афганистане с… вождями пуштунских племен. То есть, наши склоняли пуштунов к союзу против моджахедов.

Советские войска находились в Афганистане 10 лет. За эти годы, по официальным данным, там погибли 15 052 наших солдата и офицера, 53 753 было ранены, 417 пропали без вести.

В начале 1992 года пало просоветское правительство Демократической Республики Афганистан.

Но и Исламское государство Афганистан, признанное почти всеми странами мира, просуществовало лишь 4 года. Оно буквально распадалось на части уже в междоусобной войне прежних полевых командиров-моджахедов – Масуда, Дустума, Хекматиара.

В это время на арене афганской гражданской войны появилась организация «Талибан»*, созданная в 1994 году. Талибы-пуштуны в 1996 году вошли в Кабул и установили в стране «Исламский эмират». Ввели публичные казни, мужчин обязали носить бороды, женщин – паранджу. Девочкам разрешили учиться грамоте только в мечетях и только до 10-летнего возраста. Женщинам запретили работать вне стен дома, выходить на улицы без сопровождения мужчины, закрыли кинотеатры, запретили телевизоры, видеомагнитофоны, и так далее.

В 2001 году США в рамках контртеррористической операции против Аль-Каиды (запрещенная в РФ организация) ввели в Афганистан войска, свергли режим «Талибана»* и 20 лет контролировали положение в стране, потеряв в стычках с талибами 2 500 солдат и офицеров. Американцы построили дороги, водопроводы, больницы, тысячи школ, институты. В стране на 50% снизилась младенческая смертность, до 43% повысилась общая грамотность. В общем и в целом расходы США составили 2 триллиона долларов.

А в итоге — все мгновенно рухнуло под ударами религиозных фанатиков.

С одной стороны, конечно, важнейшую роль сыграло этнически сплоченное большинство пуштунов-талибов. С другой – слабость правительства и поддерживающего населения.

Повторим: цивилизаторское поражение? Не надо лезть со своим уставом в чужой монастырь, в том числе и с самыми благими намерениями? Вмешательство в любом случае оборачивается негативными последствиями для обеих сторон?

В обращении к нации президент США Джозеф Байден сказал:

«Мы должны учиться на своих ошибках. При принятии решения по Афганистану речь не только об Афганистане. Речь о том, чтобы завершить эру крупных военных операций по переустройству других стран».

Однако с принципом «невмешательства во внутренние дела» тоже есть и всегда были вопросы.

Когда талибы взрывали 1500-летние, высеченные в скалах (самая высокая – 55 метров), статуи Будды в Дамианской долине – это было внутреннее дело талибов или преступление против человечества, уничтожение достояния мировой культуры?

Когда в Руанде убили от 500 тысяч до 1 миллиона представителей народности тутси – это было внутреннее дело или преступление против человечества и человечности, геноцид?

На официальном международном уровне – решать ООН. Но ни в том, ни в другом случае ООН активно не вмешалась.

Значит ли, что объявленная американским президентом эра невмешательства автоматически усиливает роль Организации Объединенных Наций. И после вердикта ООН уже все мировое сообщество будет нести коллективную ответственность?

Будет ли поставлен вопрос о расширении Совета Безопасности, о принятии решений большинством голосов, то есть об отмене права вето, чтобы отдельные государства не использовали его в своих узкополитических целях?

Вопросы эти не сегодня возникли, и с каждым десятилетием становятся актуальней.

* – организация, запрещенная в России

Фото из открытых источников

Добавить комментарий