Как друзья маршала Жукова стали фигурантами «Трофейного дела»

18 сентября 1948 года в своей московской квартире (Лаврушинский переулок, д. 17, кв. 39) был арестован генерал-лейтенант Владимир Крюков, а через 10 дней арестовали находившуюся в Казани на гастролях его жену – артистку Мосэстрады Лидию Русланову.

Владимиру Крюкову было предъявлено обвинение в грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах, а именно то, что в конце войны он перевез к себе в Москву картины, мебель и драгоценные украшения.

Вот как вспоминала про­изошедшее его дочь Маргарита Крюкова-Русланова:

«В пять утра к нам домой пришли два полковника с понятым, предъявили ордер. Отец обнял меня и сказал: «Маргоша, мы ни в чем не виноваты. Во всем разберутся, и мы обязательно будем вместе. А маму не жди — она не приедет, я думаю, что мы с ней будем в одних местах. Но тебе никогда не должно быть стыдно за своих родителей». Когда папу из нашего дома писателей в Лаврушинском везли на Лубянку, он этих полковников уговорил, чтобы меня отдали тетям, папиным сестрам. Они жили на Арбатской площади. Мне было почти тринадцать».

В постановлении об аресте Лидии Крюковой-Руслановой от 27 сентября 1948 года сообщалось, что «имеющимися в МГБ (Министерство государственной безопасности. — С. И.) материалами установлено, что Крюкова-Русланова, будучи связана общностью антисоветских взглядов с лицами, враждебными к советской власти, ведет вместе с ними подрывную работу против партии и правительства. Крюкова-Русланова распространяет клевету о советской действительности и с антисоветских позиций осуждает мероприятия партии и правительства, проводимые в стране. Кроме того, Крюкова-Русланова, находясь вместе со своим мужем Крюковым В. В. в Германии, занималась присвоением в больших масштабах трофейного имущества».

Руководствуясь ст. 145 и 158 УПК РСФСР, следователь МГБ СССР постановил: Крюкову-Русланову Лидию Андреевну, проживающую в гор. Москве по Лаврушинскому пер., 17, кв. 39, подверг­нуть обыску и аресту.

Между тем Маргарита Крюкова-Русланова объясняла арест отца и матери их близостью к «маршалу Победы» — Георгию Жукову. По ее словам, «незадолго до этого арестовали многих генералов — все ближайшее окружение маршала Жукова» (по «трофейному делу» были также арестованы, а позже расстреляны генерал-полковник Василий Гордов, генерал-лейтенант Григорий Кулик и генерал-майор Филипп Рыбальченко. — С. И.):

«После победы над фашистами он (Георгий Жуков. — С. И.) приобрел колоссальный авторитет во всем мире. Сталин этого ему простить не мог. Но самого полководца все же трогать побоялся. Отец дружил с Жуковым еще с 20-х годов. Всех генералов обвиняли в участии в заговоре против Сталина, который якобы возглавлял Жуков. А маму забрали просто потому, что знали ее характер: она бы подняла шум на всю страну. Ни один из арестованных генералов Жукова не предал. Все показания были сфабрикованы. Их били так, что генерал Телегин забыл имена своей жены и детей. И когда они превращались в кровавое месиво, им давали подписывать протоколы допросов. Я их читала. Маму, слава богу, не били. Но ее вызывали по ночам, не давали спать. Вопросы задавали такие: «Когда Жуков бывал у вас, говорили ли вы о том, что победа в войне — личная заслуга его, а не товарища Сталина?».

Однако, наверное, дыма без огня все-таки не бывает, и дело тут было не только в близости генерала Крюкова и его жены к Жукову… Судите сами: в ходе обыска московских и ленинградских квартир и дач, принадлежащих Крюкову и Руслановой, сотрудники МГБ изъяли 132 полотна известных художников: Нестерова, Репина, Коровина, Кустодиева, Маковского, Шишкина, Поленова, Малявина, Верещагина, Васнецова, Врубеля, Сурикова, Серова, Айвазовского, Крамского, Тропинина, Федотова, Брюллова.

Кроме этого, «дополнительным обыском в специальном тайнике на кухне под плитой в квартире бывшей няни (которая работала в семье Крюкова — прим. автора) Егоровой, проживающей на Петровке, 26, были изъяты принадлежащие Крюковой-Руслановой 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия». То, что все эти драгоценности действительно принадлежали ей, в ходе допроса подтвердила сама Русланова: она объяснила, что все эти сокровища и шедевры приобретала на деньги, заработанные исполнением русских песен…

Следствие по делу Лидии Руслановой длилось год. Ее осудили на 10 лет за антисоветскую агитацию и отправили в лагерь под Тайшетом Иркутской области, но в июне 1950 года за уже лагерную «антисоветскую деятельность» была переведена во Владимирскую тюрьму.

Владимир Крюков в следственном изоляторе на Лубянке провел 4 года. 2 ноября 1951 года он был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР, Крюкову было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 25 лет в исправительно-трудовом лагере с поражением в правах на 5 лет, а также конфискацией всего имущества и лишением правительственных наград. Крюков отбывал свое наказание в Краслаге, откуда был освобожден уже в июле 1953 года на основании реабилитации Военной коллегией Верховного суда СССР. В августе того же года он был восстановлен в воинском звании, во всех правах и государственных наградах.

Лидия Русланова была освобождена 4 августа 1953 года.

Несмотря на запросы, которые они писали в Генеральную прокуратуру, конфискованное имущество так и не было им возвращено. Как вспоминала Маргарита Крюкова-Русланова, она спрашивала маму: «У тебя были такие красивые шубы, роскошные драгоценности, картины, мебель… Все, что ты заработала за 30 лет, отняли. Как ты можешь спокойно к этому относиться?». Она ответила: «Все это не имеет значения. Унизили ни за что перед всей страной – вот это пережить невозможно».

Представьте, какой надо обладать силой воли, чтобы после всего этого не просто жить дальше, а снова выходить на сцену…

Сергей Ишков.

На снимке: Генерал-лейтенант Владимир Крюков и певица Лидия Русланова.

Фото из открытых источников

Добавить комментарий