Очередное заседание СФ в обновленном составе

Вслед за Госдумой в итоге выборов 17 – 21 сентября обновился состав Совета Федерации.

История СФ состоит из трех этапов. Первый созыв формировался из депутатов, избранных одновременно с Госдумой. Во второй созыв по должности входили главы регионов и председатели заксобраний – региональных парламентов.

От начала их работы идет отсчет нумерации пленарных заседаний СФ.

Затем была поставлена задача понизить статус и возможности региональной власти. В стране наметился мучительный процесс собирания суверенитета в одну корзину, не завершившийся по сей день.

Порядок формирования СФ много раз менялся. Палата превратилась в политический реанимобиль. Потом СФ резко усилили мощным десантом из Думы. Последние несколько лет СФ формируется из людей, большинство которых широко известно в каких-то кругах.

Оппозиционеров и спорщиков убрали. Последним из носителей либеральных взглядов покинул СФ бывший посол в США, бывший омбудсмен Владимир Лукин. Остались на развод Людмила Нарусова с Еленой Мизулиной.

В итоге идеологической санобработки Мизулина сначала замолчала, потом выстрелила объемным зарядом законопроектов в защиту материнства и детства. Чтобы разделить ответственность, заручилась поддержкой соратников. Дозволенная деятельность вылилась в юридико-техническую детализацию . Предлагается ввести ответственность для чиновников за незаконное удержание ребенка и презумпцию невиновности родителей. Все это есть и так, поэтому усиление закона ни к чему кроме правового нигилизма не приводит. Нельзя решать генетические проблемы через право. Мизулина далеко не такая непредсказуемая, как многим кажется. Проблема материнства и детства глобального свойства, и делать что-то надо. Однако начинать надо не с России, а откуда идет зараза.

Даже своевольный Алексей Пушков не позволяет себе лишнего и кочует по комитетам мимо международного. Там он мешал бы достойному отдыху на почетной должности бывшим послам. Я бы не сказал, что в СФ стало скучно, скорее наоборот. Путин позаботился о повышении значимости палаты и придал ей некоторые дополнительные полномочия. Например, к 509 заседанию в среду комитеты согласовали кандидатуры прокуроров: прокурора Республики Тыва Сергея Дябкина, Волжского межрегионального природоохранного прокурора Александра Илюшина, Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Елены Макушенко.

К назначению прокуроров, особенно экологических, сенаторы относятся со всей серьезностью.

В то же время дискуссия смещается в сторону доступных разрешению конкретных вопросов с растущим объемом отчетности числом проведенных мероприятий.

Усилился законодательный процесс. Сенаторы обсуждают законопроекты не после поступления в СФ, а с момента внесения в Думу, вырабатывают позицию в профильных комитетах и дают свою оценку.

В частности, комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддержал законопроект о предоставлении в собственность земельных участков под жилыми домами и продлении дачной амнистии еще на пять лет. Поддержан законопроект о контроле за назначением и применением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, для предупреждения распространения микробной антибиотикорезистентности.

Сенатор Владимир Лебедев настоял на отклонении законопроекта, которым лесопарковый пояс выводится из ООПТ лесного фонда и допускается вовлечение в хозяйственный оборот.

Дискуссию в аграрном комитете вызвала явно несобственная идея Минприроды о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (РОП). Сам механизм существует с 2015 года. 30 сентября внесен в правительство законопроект, согласно которому обязанности по утилизации для отечественных товаров начинаются с начала производства, а не реализации. Для импортных – с момента таможенного оформления. Вводится запрет на реализацию товаров и упаковки, не внесенных в реестр утилизаторов. Производитель может создавать собственные утилизационные мощности или заключать соглашения. Схема очень сложная для исполнения и администрирования. Разрыв между импортными и отечественными товарами вроде бы сокращается, но не до конца.

Комитет поддержал законопроект о возможности умерщвления отловленных животных гуманными способами в случае проявления агрессии. Документ содержит запрет возврата отловленных опасных собак на прежнее место в течение 10 дней. Сенатор Геннадий Орденов настаивал не ждать 10 дней, пока 10 человек перекусает.

Зоопроблема достала сенаторов больше депутатов, только проявилось недовольство после того, как полувековая атака на российскую кинологию завершилась и борьба за права бездомных собак лишилась политической крыши. Предложенный законопроект в свете стереотипа выглядит не очень гуманно, но он соответствует практике США с учетом предложения Орденова. Теоретически домашних животных с гибридным дизгенезом не должно быть, это мучительно и иногда опасно, а в сельском хозяйстве еще и непродуктивно.

Кстати, о сельском хозяйстве. На 509-м заседании в формате «время эксперта» выступил агроном в лице директора Института права и развития высшей школы экономики «Сколково» Алексея Иванова. Его успех в Кембридже больше личного урожая на российской почве. Видимо, это тот продукт, ради которого проектом «Сколково» затоптали поля Центра селекции и семеноводства зерновых и зернобобовых, знаменитую на весь мир «Немчиновку». Задача товарища Иванова в моем грубом восприятии равносильна миссии Мизулиной. Она состоит в решении эволюционно-генетических проблем через право, а в случае селекции и семеноводства еще и с обременением рынка.

По словам Иванова, отечественный сельхозпроизводитель зажат в клещах между двумя олигополиями. С одной стороны производители техники и удобрений. С другой – трейдеры, корни которых уходят к спекулянтам биржи Нью-Йорка с их деривативами и фьючерсами.

Какого-либо инструмента Иванов не предлагает, кроме собственного знания, как надо и правильно.

Перед революцией Россия была крупнейшим поставщиком зерна. Однако докладчик не сказал, что с разницей биржи в Лондоне все остальное было тем же. Спекулятивная биржевая цена российского зерна значительно отличалась от внутренней закупочной и фактически была секретной для России.

К 80-м годам страна превратилась в крупнейшего импортера. Иванов связывает этот факт исключительно с тяжелым наследием лысенковщины. Это при том, что в мире уже прошла первая «зеленая революция», всего их было три. Для преодоления голода в мире были установлены развитые страны-кормилицы – США и Канада. Президент Эйзенхауэр продвигал программу «Food for Peace».

К настоящему времени страной-кормилицей стала Россия. Только она не мать, а нечто вроде контейнера для вынашивания чуждого. Отечественное растениеводство поставлено в кабальную зависимость от пяти-шести монопольных поставщиков зерна.

Современное семеноводство основано на гетерозисе. Такие семена гибридов первого поколения не воспроизводятся. Для их получения подбираются пары из множества инбредных линий, которые дают гетерозис. При случайных комбинациях получается гибридный дизгенез.

Это я объясняю то, о чем не мог сказать докладчик ввиду отсутствия специального образования. Однако о том, что монополист Monsanto вывезла сортовой и племенной материал из России, Иванов должен знать и сказать был обязан согласно взятой на себя роли.

Как говорил нам преподаватель нашей кафедры генетики Николай Васильевич Глотов, в удивительное время мы живем – все занимаются не своим делом. С того времени за полвека лучше не стало. Тогда мы только удивлялись тому, что делается за рубежом в собаководстве, рыболовстве и рыборазведении, в сельском хозяйстве. Теперь это все пришло к нам. На истории с ценой газа для Германии экстраполитарный империализм показал свои возможности. Не смогли остановить «Северный поток-2», решили просто заморозить непослушную страну. Куда идет разница цены Газпрома и отпускной для потребителей в Германии, не знает никто. Механизм отработан на русской пшенице.

Правительственный час «О реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации» на том же заседании прошел совершенно в ином ключе. Выступал зампред правительства – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Решением президента Арктика передана Минвостокразвития. Это 9 регионов страны, 4,8 млн квадратных километров. В Арктике проживает 2,6 млн человек, один на два квадратных километра. В Арктике формируется 20% российского экспорта. 1,4 млн рабочих мест, из них 280 тыс работают вахтовым методом. Ключевым инструментом развития Арктики является создание системы преференций. А там все дороже – и стройка, и работа, и жизнь. Северный морской путь перевозит 33 млн тонн грузов в год. Путь через Суэц длиннее, но там проходит 1 млрд тонн в год. Для работы Севморпути нужно построить инфраструктуру, ледоколы, контейнеровозы, развивать метеослужбу и ледовую разведку. Заниматься улучшением качества жизни людей и арктического здравоохранения. Планов у Трутнева много, но пока это только планы с некоторым началом воплощения. Арктический туризм развивается без планов, приезжает полтора миллиона. Мест в гостиницах значительно меньше.

Анатолий Широков озвучил два вопроса. Первый – недостаточное воспроизводство минерально-сырьевой базы. Геологическое изучение недр снижается. Росгеология стала монополистом и не обеспечивает необходимый объем геологоразведочных работ. Второй – на субсидирование перелетов выделена беспрецедентная сума 9,2 млрд и она уже израсходована, субсидированных билетов нет. На следующий год заложено 5 млрд, заведомо с дефицитом.

Александр Акимов обратил внимание на развитие малой авиации, полярной авиации, которое, к сожалению, застопорилось. Даже санавиция плохо работает. Минтранс в этом плане совершенно бездарно работает. Работу Трутнева Акимов сравнил с ледоколом.

Председатель СФ Валентина Матвиенко предположила, может быть, когда-нибудь ледокол назовут вашим именем. Затем отчитала замминистра транспорта Александра Пошивай. Добавил дровишек в огонь возмущения сенатор Виктор Кресс сообщением, что Аэрофлот перестает летать.

Матвиенко неприятно удивилась: как это так? Лошадь запрягать?

Россия будет запрягать лошадей, а в Арктический клуб из восьми стран вовсю лезут страны далеко не арктические. Председатель СФ считает, что мы не имеем права потерять лидерство в Арктике. Мы видим, как растет конкуренция.

Второе заседание после открытия осенней сессии СФ проводит без законов. Думы просто не было, чтобы их принимать. Однако польза есть. Например, Матвиенко сказала, что локдауна не будет. Она знает, как будет, и это радует.

P. S. Относительно лысенковщины должен сказать, это не то чтобы вранье, скорее хронический deep fake, запущенный журналом Nature для демонстрации отсталости советской генетики. Генетик Лев Животовский провел беспристрастный анализ феномена Лысенко и профессиональная тусовка решила, что это немного странно. Опасно то, что фигуры типа Лысенко были и будут всегда в разном обличье по обе стороны линии разграничения англосаксонской и русской науки. Первооткрывателя наследственной роли ДНК Освальда Эвери и затем двойной спирали Джеймса Уотсона затравили до потери личности. Западная атака на генетику была более разрушительна. Но настоящий разгром начался, когда западная атака проникла в семидесятые годы прошлого столетия к нам. Сортовой и породный потенциал, научные школы сохранились сквозь лысенковщину. Сохранилась даже библиотека кафедры генетики, заботливо сложенная на хорах Большой зоологической аудитории зоомузея МГУ. Сохранилась структура воспроизводства и районирование, генетические коллекции и племенные станции.

Все это было разрушено, вывезено, оклеветано в ходе кампании, которая продолжалась хронически почти четыре десятилетия. Из генетики сделали нелюбимую падчерицу. Хуже поступили с экологией и психологией, превратив их в инструмент геополитической конкуренции.

На мой взгляд, товарищ Иванов, не ведая о том по причине нехватки знаний, участвует в ней на стороне врага. Причем не по злобе, а потому что теперь коллаборация считается почетным делом.

 

совет федерации

Добавить комментарий