Невидимая война за общедомовое имущество

В правоприменительной практике РФ сейчас существуют очень серьезные расхождения в интерпретации закона о том, что собственники владеют, используют, распоряжаются общедомовым имуществом. Собственники, порой, по сути, лишены даже права доступа к своему общему имуществу.

Об этом заявила заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, выступая на круглом столе, организованном «Парламентской газетой»:

«У нас есть случай, когда активистку в Калининграде побили, потому что она пыталась войти в подвал, где находился ресторан. В этом же подвале проходят трубы, которые надо ремонтировать, она пыталась посмотреть на их состояние, и на пожилую женщину напали».

К сожалению, подобных случаев по России (особенно в больших городах) наберется немало, и везде, как отметил руководитель Межрегиональной комиссии по контролю обеспечения имущественных прав собственников помещений в многоквартирных домах «ЖКХ Контроль» Андрей Пинчуков, «спасение утопающих остается делом рук самих утопающих»:

«С 2014 года порядка 9,9 тысячи прав на общедомовые помещения было восстановлено во внесудебном порядке. Они были возвращены в собственность гражданам. Стоимость этих помещений далеко превышает 30 миллиардов рублей».

В сентябре 2021 года руководство НП ЖКХ КОНТРОЛЬ направило письмо в адрес правительства РФ с предложением подключить Генпрокуратуру к проведению внеочередных оперативных проверок в случаях выявления фактов или жалоб граждан на незаконное изъятие или использование общего имущества без согласия собственников помещений. За последние годы захват общедомовых площадей стал распространённым явлением, участились случаи незаконного изъятия муниципальными властями общедомового имущества: чердаков, подвалов, помещений тепловых и водомерных узлов. Согласно действующему жилищному законодательству, без положительного решения общего собрания никто не имеет права распоряжаться общедомовым имуществом, однако это соблюдается далеко не всегда.

Как пояснила Светлана Разворотнева, в соответствии с Жилищным кодексом все части и помещения многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания более чем одной квартиры, относятся к общему имуществу: это крыши, фасады, чердаки и подвалы, лестничные клетки, колясочные и лифтерные:

«Этим имуществом мы как собственники квартир владеем на паритетных началах, и в соответствии с тем же Жилищным кодексом все мы несем ответственность за содержание и обслуживание этого общего имущества. Мы можем этим имуществом владеть, распоряжаться (например, нанимаем Управляющую компанию, чтобы она о нем заботилась). Но все это «на бумаге», а на деле всё происходит несколько по-другому: во-первых, очень часто собственники не осознают, что то, что за пределами их дверей, это тоже наше; во-вторых, что мы как собственники можем извлекать из этого имущества пользу. Если у вас подвалы, в которых не содержатся коммуникации, вы можете сдавать их в аренду и получать деньги для нужд дома. Но, к сожалению, очень много случаев, когда это общее имущество, которое по проекту создавалось для того, чтобы обслуживать дом, оказывается в чьих-то чужих руках: либо на балансе органа местного самоуправления, либо Департамента имущества, либо оно уже перепродано третьим юрлицам, и это, конечно, для дома настоящая беда. В лучшем случае люди просто недополучают доходы, им просто неудобно, а в худшем – это создает угрозу для их жизни и безопасности, так как зачастую подвалы начинают заглублять, в несущих стенах вырубаются двери».

Как пояснила еще одна участница круглого стола – координатор московского сообщества Советов многоквартирных домов Татьяна Лебедева, «такая ситуация по всей стране сложилась в результате незаконных действий чиновников, направленных на то, что часть нашего общего имущества была украдена, то есть, незаконно отчуждена из нашего права общедолевой собственности».

«Мы – жители многоквартирных домов – вынуждены теперь годами биться, судиться за то, чтобы вернуть украденное у нас. Я считаю, что сейчас нужно провести честную тотальную ревизию всех помещений такого рода, в ходе которой надо, во-первых, выяснить, насколько эти помещения отвечают признакам общего имущества; во-вторых, эти помещения нужно системно проинвентаризировать и возвращать, несмотря на уже проведенную регистрацию. <…> Нужно сформировать внесудебный механизм такого возврата. Да, в Москве регулярно выходят поправки в постановления о возврате. На самом деле, это не возврат, это Департамент имущества из-за абсолютной неликвидности этих помещений признает, что на них нужно «погасить» запись о праве собственности г. Москвы. Проходит полгода, запись эта «гасится», однако записи, что это общее имущество не появляется в Росреестре. А значит, остается возможность повторного выведения этих помещений из общего имущества».

В общем, «невидимой войне» за общедомовое имущество пока конца и края не видно, так как мало кто из собственников многоквартирных домов готов годы своей жизни посвятить хождению по инстанциям и судам…

Сергей Ишков.

Добавить комментарий