Учителя и родители школьников больше недовольны дистанционкой, чем сами ученики

дистанционное обучение

Наша страна активно участвует в различных оценках качества образования. Самыми известными являются три — TIMSS, PIRLS и PISA. TIMSS оценивает качество математического и естественно-научного образования в начальной и средней школе, PIRLS анализирует, как выпускники начальной школы умеют читать и понимать тексты, а PISA показывает математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников в возрасте 15-ти лет.

В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки прошла конференция, на которой анализировались шаги, предпринимаемые в России для повышения качества среднего школьного образования. Как рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, уже третий год в российских школах проводится оценка качества образования по модели исследования PISA.

— В апреле 2022 года Россия, наряду с другими странами, примет участие в международном исследовании PISA. Оно позволит оценить мировую динамику качества образования, в том числе понять, как повлияла пандемия коронавируса и дистанционное обучение на результаты школьников всех стран, — отметил Анзор Музаев.

По словам директора Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергея Станченко результаты исследования качества образования в российских школах по модели PISA в 2020 году показали, что не преодолели минимальную границу баллов около 20% учащихся. Высокий уровень подготовки по математической грамотности показали около 10% школьников, по читательской грамотности – около 6,4%, по естественно-научной – около 1,4%. По естественно-научной грамотности данные 2020 года показали снижение результатов российских учащихся. Это во многом может быть связано с отсутствием практических и лабораторных занятий по химии, физике и биологии в условиях перехода школ на дистанционное обучение.

— У нас есть образовательные организации, которые демонстрируют высочайшие показатели по всем видам грамотности и находятся на уровне мировых лидеров. С другой стороны, есть и достаточно весомое количество отстающих школ. Для помощи таким школам реализуется проект «500+». Если каждая российская школа будет достигать 500 баллов по каждому виду грамотности, то тогда нам показатель по месту в десятке удастся, безусловно, достичь, — отметил заместитель директора ФИОКО Илья Денисенко.

На конференции также было заявлено, что для оценки качества работы средних образовательных учреждений по инициативе ведомства был проведен социологический опрос, анализирующий степень удовлетворенности качеством общего образования учеников, их родителей, руководителей и педагогических работников образовательных организаций. В опросе приняли участие 6771 респондент из 14 субъектов Российской Федерации. Удовлетворенность качеством обучения школьники оценили в рамках 74,6 — 85,3%, их родители — в рамках 77,2 — 83,2%, педагогические работники в рамках 79,9 — 85,7%, а руководители – в 68,6 — 83,3%.

Гораздо хуже респонденты оценили качество дистанционного обучения. В среднем, лишь четверть опрошенных школьников им довольны. А вот среди родителей «удовлетворенность дистанционным обучением» выразили лишь 14,4% и лишь 19,5% учителей удовлетворены качеством и возможностями дистанционного обучения. В числе наиболее значимых проблем системы образования были названы такие: перегруженность домашними заданиями (66,6% опрошенных), большое количество контрольных работ (51,9%).

Мона Платонова.