Этот странный Мышкин!

Под занавес уходящего года в Малом театре прошла  премьера спектакля «Идиот» в постановке Андрея Житинкина.

Уходящий 2021 год  объявлен годом Достоевского в связи с 200-летием со дня рождения писателя. Федора Михайловича знает весь мир. Его произведения  и сегодня переводят и печатают в Европе, Австралии, Америке, Японии и многих других странах.

В ряду прочих произведений Достоевского, «Идиот» — один из самых «раскрученных» романов. Ведь это произведение  —  и о преступлениях, и о наказаниях, и о вере,  и о безверии, а, главное — оно о любви и страсти. Но, любовь и страсть, согласитесь,  вещи разные. Вот об этом-то и размышляет постановщик спектакля «Идиот» народный артист России Андрей Житинкин вместе с труппой прославленного Малого театра.

…Из питерского тумана и мрака на сцене появляются два человека. Это Тоцкий и генерал Епанчин. Они обсуждают  как бы им выдать замуж известную всем содержанку, красавицу Настасью Филипповну. Но сделать это надо чисто, красиво и без скандала…

Тем временем в холодном вагоне третьего класса едут в Санкт-Петербург, замерзая, три человека – болезный князь Лев Николаевич Мышкин с узелком, сачком для ловли бабочек и в летних штиблетах. Напротив  –  еще не получивший наследство в два миллиона рублей, на данный момент безденежный и бедный, как церковная, мышь, Парфён Рогожин. И третий — шарлатан Лебедев. Роковая встреча станет началом русской трагедии, которая покажется фарсом, потом обернется драмой, а в финале станет настоящей катастрофой для всех персонажей «Идиота».

Когда-то Чехов написал «Чайку» и сказал красивую фразу о том, что в этой  пьесе будет пять пудов любви. В спектакле Андрея Житинкина по Достоевскому их не пять, и даже не семь, а много больше! Странное существо князь Мышкин переворачивает сознание и мировоззрение каждого, кто попадает в зону притяжения его личности. Он как тот самый луч света в темном царстве пошлости, алчности, безнаказанности, безверия и разврата… И свет этот  называется – любовь!

Все герои «Идиота» ведут свою размеренную привычную жизнь. Тут и знающий себе цену генерал Епанчин (Борис Невзоров), и его супруга Лизавета Прокофьевна в блистательном исполнении Людмилы Поляковой. И их дочери, в особенности  ревнивая и скрытная Аглая (Варвара Шаталова). И спивающийся душка Ардалион Иволгин (Александр Клюквин), и его несчастная супруга Нина Александровна (Алена Охлупина). И  их сын Ганя (Игнатий Кузнецов), одержимый жаждой легких денег. Сластолюбец Афанасий Тоцкий (Валерий Афанасьев) и опустившийся на самое дно Фердыщенко в ярком исполнении Дмитрия Марина.  А что уж говорить о виртуозно созданном Александром Вершининым Лебедеве, этаком «бесе из табакерки»!

У каждого из героев свои грехи, каждый о них знает… Поэтому так и неудобен человек, рядом с которым эти грехи вопиют, рядом с которым неминуемо каждый персонаж оказывается перед нравственным выбором. Кто явно, кто тайно,  но они начинают понимать, что этот странный Мышкин делает их лучше, добрее, чище. Благодаря Мышкину, все, хотя бы на время, меняются. А дальше – у каждого своя судьба, свой крест. В финале герои появятся вместе, как одна большая семья, которая не сумела сберечь чего-то очень важного. А важное – это человеческая жизнь.

Достоевский – писатель, который требует от  ответственных сочинителей спектакля полной отдачи. В Малом театре, в «Доме Островского», Федор Михайлович  — гость, увы,  не частый. Но великолепный актерский состав спектакля Андрея Житинкина в очередной раз доказывает, что «есть еще порох в пороховницах!».

Рядом с корифеями Малого мощно заявляет о себе новое поколение мастеров – Александр Дривень (князь Мышкин), Полина Долинская (Настасья Филипповна), Александр Волков (Парфён Рогожин). Этот классический треугольник движет вперед действо всей истории «Идиота». Настасья Филипповна Долинской — резка и истерична, но постепенно ее героиня обретает драматизм и лиричность. Сломленная женщина, она  вдруг чувствует, что может вырваться из многолетнего ада, понимая одновременно, что ее спасение — это гибель Мышкина. Влюбленный в нее Мышкин, изо всех сил хочет  спасти Настасью Филипповну от той неминуемой пропасти, к которой она приближается с каждый мгновением, но понимает, что это невозможно.

Александр Дривень очень тонко передает все страдания, нерешительность и опасения князя за все им содеянное, даже за свое появление в этом мире, где его никто не ждал. Впечатляет энергией и глубиной понимания образа  и Александр Волков в роли Рогожина.  Одержимый бешеной страстью Рогожин, не может отпустить Настасью Филипповну, но с Мышкиным у него существует особая духовная связь, которую он  тонко чувствует. Мышкин  — спасение для Рогожина. Именно поэтому в спектакле Житинкин делает акцент на обряде обмена крестами, когда Рогожин и Мышкин становятся духовными братьями, становятся одним целым.

Рогожин, спасший Мышкина от смертельного припадка, в финале сам будет биться в том же припадке, и Мышкин обнимет его и успокоит. Хотя какой уж тут покой, рядом с телом зарезанной Рогожиным Настасьи Филипповны — одной из невинных жертв, жизнь которой стала игрушкой для людей, ценящих только свое благополучие.

Несмотря на трагичный финал Достоевского, спектакль Малого театра вовсе не мрачен. Он заставляет задуматься, дает надежду, уверенность в том, что свет и во тьме светит, и надо обращаться к  нему, не поддаваясь тьме, в какие бы времена мы не жили.

Елена Булова.

Фото Евгения Люлюкина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x