История Руси «от печки»: выставка «Московский изразец» открылась в Коломенском

Проходя мимо старинного храма, посещая старинную усадьбу, вы можете заметить на стенах или печных конструкциях яркую рельефную плитку и подумать: «кажется, эти штуки называются изразцами»…  Чтобы не было никаких «кажется», просто необходимо побывать в музее-заповеднике Коломенское, где 25 января открылась выставка «Московский изразец».

Уникальная экспозиция показывает ключевые этапы развития изразцового искусства в России.  Посетители увидят разделы, посвященные конструкции и структуре, технике и темам росписи архитектурной керамики.

«Коломенское» славится уникальной коллекцией изразцов, которая насчитывает около 16 тысяч предметов и дает возможность проследить историю развития строительной керамики от ее истоков – плит ХV века – до изделий советского периода. Место проведения выставки – Дворец царя Алексея Михайловича – выбрано не случайно: реконструированные изразцовые печи XVII века являются одними из доминирующих объектов в интерьерах десяти покоев, где они установлены. Отметим, что большую часть изразцов собрал основатель музея, реставратор и архитектор Петр Барановский.

Изразец – керамическая плитка для облицовки печей и зданий. В отличие от плоского кафеля, изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII — XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X — XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.

В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Орнамент на них, возможно, создавался под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужили образцом для них.
Красные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал.

Известно, что развитие и становление изразцового производства в общероссийском масштабе определила именно Москва. География распространения изразцов в XVII веке практически совпала с картой российского государства того времени. Причины этого – в организационных и финансовых возможностях столицы, где в основном располагались самые крупные керамические мастерские, в которых использовали новые технологии, знали европейские вкусы и тенденции строительной «моды». Поэтому, хотя изразцы были широко востребованы провинцией, они продолжали оставаться явлением именно московской культуры.

Наиболее обширный раздел выставки «Московский изразец» посвящен керамическим изделиям XVII века. Этот период по праву считается расцветом русского изразца. В это время яркая многоцветная архитектурная керамика украшала церкви и колокольни, а также печи, которые являлись важной частью русского интерьера. Среди прочего в экспозиции представлены изразцы, использовавшиеся в декоре московских, ныне утраченных, церквей Николая Чудотворца Явленного и Николая Чудотворца в Столпах, а также керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна, выполненное мастером Степаном Ивановым (Полубесом) для храма Святых отцов семи Вселенских соборов, расположенном на территории Данилова монастыря в Москве.

XVIII век представлен печными расписными изразцами, производство которых в России было налажено по приказу царя Петра I. Сюжетные росписи на изразцах того времени представляют различные стороны жизни русского общества. В собрании музея-заповедника хранится около тысячи подобных изразцов. Рассматривая их, можно представить, как выглядели «печки-книжки», которые можно было рассматривать, «пролистывая» один ряд («страницу») изразцов за другим. Даже малый ребенок или неграмотный  человек мог «прочитать» своеобразный старинный глиняный комикс: на одной плитке купец товаром хвастается, на другой барыня чай пьет, а там — ребятишки играют, крестьяне урожай собирают. Простые  орнаменты  тоже имеют символическое значение: три листика — троичность бытия, волны — бегущая вода,  точки вокруг волны – семена на ниве. По изразцам можно читать историю жизни своего народа! Изразец — это и былина, и рассказ, и песня, это  пластика и ритмика в каждом сюжете. Звери улыбаются, древо жизни сказочными цветами украшено…

XIX век – это время зарождения и расцвета фабричного производства. Изразцовые печи перестали быть редкостью не только для городских, но и для зажиточных крестьянских домов. На знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах наряду с посудой производились и изразцы. На выставке можно увидеть керамическое панно с растительными мотивами, изготовленное на заводах товарищества М. С. Кузнецова.

В конце XIX – начале XX века к «искусству глины» обратились лучшие русские художники-живописцы, создавшие в этом материале изделия, сочетающие новые приемы с традициями прошлого. Михаил Врубель (1856-1910) был одним из первых художников-станковистов, серьезно занявшихся керамикой. Майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», созданный художником в 1898 году, стал центральным экспонатом выставки.

Яркий пример дизайна эпохи модерна состоит более чем из 150 изразцов самой разной формы. Он был выполнен в гончарной мастерской «Абрамцево», которая находилась в Москве, на Нижней Масловке. Камин поступил в собрание Коломенского из Музея керамики, куда его передали из Государственного музейного фонда, а туда он попал во время национализации собственности московского юриста Ивана Алябьева (1874-1955).

Михаил Ковалев.

Фото автора

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x