С 5 сентября в школах России начинаются внеурочные занятия под названием «Разговоры о важном». Они вызывают неоднозначную реакцию общественности, родителей, педагогов, которые говорят о политизированности, о возращении к советской системе.
Хотя считается аксиомой, что советская школа была насквозь идеологизирована, в моих воспоминаниях классные часы остались как яркие, увлекательные, неформальные моменты нашей тогдашней, уже исторически далекой жизни.
Видимо, идеология (октябрята-пионеры-комсомол) была сама по себе, а это – само по себе. Мы, в нашей школе № 21 города Петропавловска Северо-Казахстанской области, любили классные часы – неофициальные, неказенные, как тогда говорили, «занятия не по программе». Что только мы на них не обсуждали!
Например, читали только что вышедшую в журнале «Молодая гвардия» автобиографическую повесть Эдсона Арантиса ду Насименту «Я – Пеле!». Кстати, очень много узнали о стране Бразилии и о мире в целом.
В 8-м классе, в 1964-65-м учебном году, мы с Валеркой Шибаевым выступили с докладом «Что такое любовь и как с ней бороться».
Школьный библиотекарь Лидия Карповна Раздорская на классном часе вела разговор «Кого можно считать красивым?» Причем, с рискованной конкретностью – на примерах из нашей школы и даже (!) из нашего класса. Читала нам стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
С 5 сентября 2022 года в школах России классные часы возрождаются в новом формате, закрепленном в стратегии национальной безопасности. Каждый понедельник с утра будут проводиться внеурочные занятия «Разговоры о важном». Они уже вызвали неоднозначную реакцию общественности, родителей, педагогов. Движение «Мягкая сила» и «Альянс учителей» приняли обращение к педагогам и заявление о несогласии с новой образовательной политикой. Основной мотив и аргумент возражений – вовлечение школы в политику, что противоречит статье 48 Федерального закона об образовании:
«Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них…»
Однако на это можно возразить – это не политическая агитация, а уроки патриотизма. В общем, момент сложный. И, наверно, вопрос упирается в вечное «как», в опасность формализма. А как без него, если система подчиненности, внизу которой – учителя, коим и предстоит вести «разговоры о важном». Например, одна из тем октября: «День отцов». Надеюсь, в интернатах и детдомах от такого классного часа откажутся, несмотря на директивные указания и даже назначенную дату проведения. А в обычных школах – никуда не денешься? Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург недавно отмечал: «В моей столичной школе 53% детей – безотцовщина». По данным уполномоченного по правам ребенка на 2017 год (новых нет), более 5 миллионов из 17 миллионов российских семей – семьи с матерями-одиночками.
Как этим детям будут рассказывать о роли отцов в семье, в духовном становлении подрастающего поколения?
Также в российских школах с 1 сентября учебная неделя теперь начинается с исполнения государственного гимна и поднятия государственного флага.
Патриотизм, любовь к Родине – глубокие чувства, о них обычный человек не кричит на каждом углу. Гимн Родины обычный человек не поет каждый день или каждую неделю.
Патриотическое воспитание – тонкая материя. Прямое насаждение чаще всего вызывает обратную реакцию. Хорошо, если только равнодушие.
То есть получим результат, противоположный задуманному?
Потому я и вспоминаю наши классные часы, на которых всегда было интересно. Да, воспитание патриотизма начинается со школы. И – с самОй школы. С радости общения с одноклассниками, с учителями, с обмена мыслями и чувствами, с общих идей и затей, с ощущения, что это – твой мир.
Сергей Баймухаметов.
Фото “Московской правды”
Кто-нибудь задумывался, что слово “Патриот”, абсолютно не патриотичное для русского языка?