В театральном зале Музея космонавтики состоялась премьера российско-итальянского проекта «Белые ночи Венеции». Спектакль – сценический диалог двух литературных произведений: «Смерти в Венеции» Томаса Манна и «Белых ночей» Фёдора Достоевского, диалог российской и итальянской культур. Оба произведения когда-то были экранизированы Лукино Висконти, премьера спектакля приурочена ко дню рождения режиссера и посвящена ему.

Соединить два столь разных литературных произведения в один спектакль придумал автор проекта, продюсер, заслуженный артист России Владислав Демченко. При полной, казалось бы, противоположности идей, заложенных в литературной основе, в этих произведениях есть нечто общее – в них действует одинокий человек, ищущий любви и нуждающийся в человеческом тепле и понимании на фоне города. Вот за это общее и «зацепилась» драматург Алина Гударёва, создав по предложению продюсера оригинальную пьесу «Белые ночи Венеции».
В центре истории – известный писатель, переживающий творческий кризис (роль Писателя исполняет артист Театра им. Вахтангова Владислав Демченко). Герой всегда хотел побывать в Венеции, он бежит от собственных проблем в город мечты. Но сказочная Венеция на поверку оказывается не столь притягательной, каковою рисовалась Писателю в его воображении в родном прохладном Санкт-Петербурге. Раскаленный ветер африканских пустынь сирокко, дующий в это время года, медленно сводит Писателя с ума изнуряющим зноем. Можно было бы и уехать назад, но вдруг Венеция меняет гнев на милость и преподносит сюрприз в виде чудесного видения. Прекрасная венецианка, таинственная Незнакомка, возникает словно по мановению волшебной палочки на одном из мостов, становясь для Писателя квинтэссенцией всего прекрасного, что есть в Венеции. А дальше в силу вступает воображение творческого человека, Писатель влюбляется, приписывая незнакомой женщине, с которой ни разу не перекинулся и словом, все мыслимые и немыслимые достоинства.
Одновременно с этими событиями в его жизни случается и вполне реальная встреча: он знакомится с Мечтателем – итальянцем, переводчиком (артист Марко Динелли), который является большим поклонником прозы Писателя. В этой встрече, а точнее, в череде их встреч проявляются черты характеров. Ведь и Мечтатель тоже влюблен в свою Незнакомку.
Надо ли говорить, что Незнакомка, которой бредят оба героя, – одна и та же женщина. На долю итальянской актрисы Сидни Вичидомини, исполняющей главную женскую роль, выпала сложная задача – «нарисовать» образ молча, исключительно за счет собственной выразительной пластики и перемены эффектных костюмов, созданных художником Викторией Андреяновой, руководителем Дома моделей «Президент-сервис».
Решение этого образа режиссером спектакля Лейлой Абу-аль-Кишек дает возможность Незнакомке каждый раз выглядеть по-новому, словно перед зрителями не одна, а сразу несколько совершенно разных дам, обладающих полярными характерами.
Любопытно, что авторы спектакля переносят конфликт, который возникает между героями, из плоскости внешнего выяснения отношений в плоскость внутреннюю, духовную.
У каждого развивается конфликт прежде всего с самим собой, внешние обстоятельства – лишь обозначение этого внутреннего процесса. Перед каждым встают глубинные вопросы, связанные с собственной способностью любить, слышать, понимать, прощать и жертвовать собственными интересами ради ближнего.
Владислав Демченко делает Писателя человеком с изменчивым, крайне неровным характером. Писатель – типичный представитель творческой богемы мегаполиса. Он надменно дает советы малознакомому человеку, присвоив себе это право лишь потому, что тот, восхищенный книгами Писателя, попросил у него автограф. Героя Демченко отличают высокомерие и тщеславие. Но вместе с тем этой творческой натуре не чужды и альтруистичные порывы, заносчивость сменяется благодарностью, тщеславие – живым интересом к собеседнику, высокомерие – бескорыстной способностью помочь постороннему осуществить заветную мечту. Образ Писателя создан крупными мазками, отсутствие деталей в этом характере лишь подстегивает воображение зрителей, дорисовывая недостающее на основе их собственного опыта общения с подобными людьми. Писатель холодноват и прагматичен, как Санкт-Петербург, из которого он приехал, и, одновременно он же – порывист и романтичен, как Венеция, волшебный город его снов.
Обаятельный Мечтатель Марко Динелли, напротив, интеллигентен и утончен. Он давно живет в Венеции и адаптировался ко всем ее обманчивым проявлениям. Несмотря на свою мечтательную натуру, герой способен прямо идти к цели. Он умудрился не только поговорить со своей Незнакомкой, но и расположить ее к себе, выяснив трагические обстоятельства жизни девушки. Мечтатель способен не просто грезить, но и мгновенно принимать судьбоносные решения. Когда Писатель отдает Мечтателю свой билет до Санкт-Петербурга, тот, ни минуты не раздумывая, отправляется в неведомое новое путешествие ради осуществления мечты.
Названия Венеции и Санкт-Петербурга вплетены в ткань постановки не случайно. Образы двух городов становятся благодаря сценографии художника Светланы Конеген полноправными героями спектакля. Видеоряд, опирающийся на многочисленные фотографии, сделанные Светланой, последние десять лет живущей в Италии, придают постановке особый шарм и атмосферность. А беседы двух героев, разворачивающиеся на фоне этих видов, носят философский характер, имея в своей основе извечные вопросы: «Кто мы?» и «Что такое любовь?».
Ценность спектакля, созданного интернациональной командой Италии и России, уже высоко отметили послы Италии и Ватикана, побывавшие на премьере. В столь сложный геополитический период, когда русскую культуру в Европе старательно пытаются уничтожить, вычеркнуть, проект является лишним подтверждением, что многовековые культурные традиции Италии и России давно стали гордостью и достоянием всего человечества. И временные трудности не способны перечеркнуть все то великое, что объединяет два народа.
Проект «Белые ночи Венеции» поддержан Президентским фондом культурных инициатив.
Елена Булова.
Фото предоставлены продюсером проекта Владиславом Демченко