Почему ночи Венеции стали белыми

В театральном зале Музея космонавтики состоялась премьера российско-итальянского проекта «Белые ночи Венеции». Спектакль — сценический диалог двух литературных произведений: «Смерти в Венеции» Томаса Манна и «Белых ночей» Фёдора Достоевского, диалог российской и итальянской культур. Оба произведения когда-то были экранизированы Лукино Висконти, премьера спектакля приурочена ко дню рождения режиссера и посвящена ему.

Владислав Демченко
Писатель — Владислав Демченко (слева), Мечтатель — Марко Динелли. Спектакль «Белые ночи Венеции»

Соединить два столь разных литературных произведения в один спектакль придумал автор проекта, продюсер, заслуженный артист России  Владислав Демченко. При  полной, казалось бы, противоположности идей, заложенных в литературной основе, в этих произведениях есть нечто общее – в них действует одинокий человек, ищущий любви и нуждающийся в человеческом тепле и понимании на фоне города. Вот за это общее и «зацепилась» драматург Алина Гударёва, создав по предложению продюсера оригинальную пьесу «Белые ночи Венеции».

В центре истории — известный писатель, переживающий творческий  кризис (роль Писателя исполняет артист Театра им. Вахтангова Владислав  Демченко). Герой всегда хотел побывать в Венеции, он бежит от собственных проблем в город мечты. Но сказочная Венеция на поверку оказывается не столь притягательной, каковою рисовалась Писателю в его воображении в родном прохладном Санкт-Петербурге. Раскаленный ветер африканских пустынь сирокко, дующий в это время года, медленно сводит Писателя с ума изнуряющим зноем. Можно было бы и уехать  назад, но вдруг Венеция меняет гнев на милость и преподносит  сюрприз в виде чудесного видения. Прекрасная венецианка, таинственная Незнакомка, возникает словно по мановению волшебной палочки на одном из мостов, становясь для Писателя квинтэссенцией всего прекрасного, что есть в Венеции. А дальше в силу вступает воображение творческого человека, Писатель влюбляется, приписывая незнакомой женщине, с которой ни разу не перекинулся и словом, все мыслимые и немыслимые достоинства.

Одновременно с этими событиями в его жизни случается и вполне реальная встреча: он знакомится с Мечтателем – итальянцем, переводчиком (артист Марко Динелли), который является большим поклонником прозы Писателя. В этой встрече, а точнее, в череде их встреч проявляются черты характеров. Ведь и Мечтатель тоже влюблен в свою Незнакомку.

Надо ли говорить, что Незнакомка, которой бредят оба героя, – одна и та же женщина. На долю итальянской актрисы Сидни Вичидомини, исполняющей главную женскую роль, выпала сложная задача — «нарисовать» образ молча, исключительно за счет собственной  выразительной пластики  и перемены  эффектных костюмов, созданных художником Викторией Андреяновой, руководителем  Дома моделей «Президент-сервис».

Решение этого образа режиссером спектакля  Лейлой Абу-аль-Кишек дает возможность Незнакомке каждый раз выглядеть по-новому, словно перед зрителями не одна, а сразу несколько совершенно разных дам, обладающих полярными характерами.

Любопытно, что  авторы спектакля переносят конфликт, который возникает между героями, из плоскости внешнего выяснения отношений в плоскость внутреннюю, духовную.

У каждого  развивается конфликт прежде всего с самим собой, внешние обстоятельства — лишь обозначение этого внутреннего процесса. Перед каждым встают глубинные вопросы, связанные с собственной способностью любить, слышать, понимать, прощать и жертвовать собственными интересами ради ближнего.

Демченко

Владислав Демченко делает Писателя человеком с изменчивым, крайне неровным характером. Писатель — типичный представитель творческой богемы мегаполиса. Он надменно дает советы малознакомому человеку, присвоив себе это право лишь потому, что тот, восхищенный книгами Писателя, попросил у него автограф. Героя Демченко отличают высокомерие и тщеславие. Но вместе с тем этой творческой натуре не чужды и альтруистичные порывы, заносчивость сменяется благодарностью, тщеславие — живым интересом к собеседнику, высокомерие — бескорыстной способностью помочь постороннему осуществить заветную мечту. Образ Писателя создан крупными мазками, отсутствие деталей в этом характере лишь подстегивает воображение зрителей, дорисовывая недостающее на основе их собственного опыта общения с подобными людьми. Писатель холодноват и прагматичен, как Санкт-Петербург, из которого он приехал, и, одновременно он же — порывист и романтичен, как Венеция, волшебный город его снов.

Обаятельный Мечтатель Марко Динелли, напротив, интеллигентен и утончен. Он давно живет в Венеции и адаптировался ко всем ее обманчивым проявлениям. Несмотря на свою мечтательную натуру, герой  способен прямо идти к цели. Он  умудрился не только поговорить со своей  Незнакомкой, но и расположить ее к себе, выяснив трагические обстоятельства жизни девушки. Мечтатель способен не просто грезить, но и мгновенно принимать судьбоносные решения. Когда Писатель отдает Мечтателю свой билет до Санкт-Петербурга, тот, ни минуты не раздумывая,  отправляется в неведомое новое путешествие ради осуществления мечты.

Названия Венеции и Санкт-Петербурга вплетены в ткань постановки не случайно. Образы двух городов становятся благодаря сценографии художника Светланы Конеген полноправными  героями спектакля. Видеоряд, опирающийся на  многочисленные фотографии, сделанные Светланой, последние десять лет живущей в Италии, придают постановке особый шарм и атмосферность. А беседы двух героев, разворачивающиеся на фоне этих видов, носят философский характер, имея в своей основе извечные вопросы: «Кто мы?» и «Что такое любовь?».

Ценность спектакля, созданного интернациональной командой Италии и России,  уже высоко отметили послы Италии и Ватикана, побывавшие на премьере. В столь сложный геополитический период, когда русскую культуру в Европе старательно пытаются уничтожить, вычеркнуть, проект является лишним подтверждением, что многовековые культурные традиции Италии и России давно стали гордостью и достоянием всего человечества. И временные трудности не способны перечеркнуть все то великое, что объединяет два народа.

Проект «Белые ночи Венеции» поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

Елена Булова.

Фото предоставлены продюсером проекта Владиславом Демченко

Владислав Демченко
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x