Взаимодействие ветвей законодательной и исполнительной федеральной власти в законопроектной работе ежегодно обсуждается на традиционных встречах руководства палат Федерального собрания со статс-секретарями министерств и ведомств.
Статс-секретари – это заместители министров и руководителей ведомств, уполномоченные представлять интересы своего ведомства в парламенте.
Такая встреча в Думе состоялась в четверг 26 января. Провел зампред ГД Александр Жуков, курирующий законопроектную работу. В открытом для журналистов этапе встречи участие приняли зампред СФ Андрей Яцкин, председатель комитета ГД по контролю Олег Морозов, руководитель аппарата правительства в ранге зампреда правительства Дмитрий Григоренко.
Встреча со статс-секретарями прошла после Рождественских встреч и предложения Патриарха Кирилла, были взяты на вооружение темы о поддержке семьи, беременных, детского кино.
Согласно Конституции, в России около семи сотен субъектов права законодательной инициативы. Из них правительство является самым крупным и самым сложным. После разработки законопроекта в министерстве или ведомстве документ вносится в правительство и начинается процедура межведомственного согласования.
Планирует и координирует законопроектную работу правительства комиссия по законопроектной деятельности. Ее председателем является руководитель аппарата, в действующем кабинете – Григоренко. После согласования законопроект может быть внесен в Государственную Думу и с этого момента начинается серия конституционных процедур.
Пакет документов с законопроектом поступает на имя председателя ГД, получает порядковый номер с цифрой созыва после дефиса, размещается в АСОЗД. Принимается решение о выборе ответственного комитета. Законопроекты распределяются по комитетам неравномерно, наиболее загруженными являются комитеты ГД и СФ по конституционному законодательству.
Вячеслав Володин во время своего председательства в Думе ввел обязательность рассмотрения законопроектов в комитетах-соисполнителях. Соответственно утратила смысл порочная практика направления спорных и откровенно вредных законопроектов в непрофильные комитеты.
Эволюция законодательного процесса похожа на гонку вооружений. Против мер Володина сработала внезаконная процедура формирования корпуса кандидатов в депутаты восьмого созыва. На Охотный ряд пришло множество дилетантов. При формировании комитетов их число увеличилось без учета нагрузки и на руководство некоторых особо важных комитетов по ЖКХ, науке и образованию, просвещению, охране здоровья, экономической политике были назначены либо послушные единороссы, либо фигуры с прозападной позицией, как мне кажется.
Для проведения прозападной позиции в Думе сформирована пятая фракция «Новые люди».
Комитет по обороне восьмой Думы возглавил генерал Андрей Картаполов. Такое впервые, в прошлом генералов для контроля Думы вводили в аппарат. В итоге в 2022 году прекращены прямые трансляции пленарных заседаний в интернет и рассылка стенограммы через телеграм-канал
До сих пор не определено, что должно приниматься законом, постановлением правительства или указом президента.
Например, ПДД принимаются постановлением правительства, а ответственность за их нарушение – законом. Что конечно же нарушает каноны так называемого естественного права, но формально не запрещено.
Однако конкуренция Думы, правительства и президента ушла в прошлое вместе окончанием президентства Бориса Ельцина. В ответ были приняты меры, негласно блокирующие исполнение поручений президента.
Постановления Конституционного суда по обязанности Думы принять поправки в законы исполняются не полностью. и не оперативно.
Переворот в работе парламента произведен с помощью образования в Думе четвертого созыва доминирующей фракции. В значительной степени сократились возможности межфракционного сговора и покупки голосов. КПРФ утратила часть партийных доходов в обмен на согласие поддержать бюджет.
Ничего позитивного не бывает без негатива. Так называемой «Партией власти» намного проще управлять административно с самыми разными и порой взаимоисключающими целями.
Фактически по настоянию Владимира Жириновского Дума усилила и регламентировала свою представительскую функцию. Заявление от фракций были перенесены с конца заседания на начало и увеличены с пяти до десяти минут. Перед началом заседания у женского туалета рядом с проходом в зал пленарных заседаний была организована постоянно действующая площадка для выступлений перед журналистами представителей фракций.
Некоторые заявления от фракций изменили представления общественного мнения о реальной картине мира. Причем это были не только выступления Жириновского с анализом прошлого и анонсом будущего. Выступления эсеров Алексея Чепы об организации информационных атак и Антона Ищенко о первых этапах становления глобального глубинного государства через Францию были поддержаны ВГТРК и стали элементом общественного знания. В будущем это подтолкнуло Запад и конкретно США использовать Россию для ввода в массовое сознание информации, которую в западных СМИ и сетях блокирует Агентство США для глобальных медиа.
Общение с журналистским пулом превращено в формат полупроводникового пиара достижений депутатов и фракций без обратной связи и возможности вопросов.
Прекращены и обычные в прошлом пресс-конференции в Думе.
Формат представительства, инициированный Жириновским, председатель Думы Вячеслав Володин использовал для предотвращения парламентского экстремизма, когда депутаты использовали думскую трибуну для анонсирования протестных акций, возбуждения межполовой вражды и стравливания провинций со столицей по модели США.
Со стороны трудно понять, под каким давлением находятся депутаты. Активный депутат вынужден практически каждый день решать уравнения из трех неизвестных – кого следует игнорировать, для кого надо проявить видимость внимания и чьи «настоятельные советы» надо выполнять неукоснительно под угрозой лишения мандата (пример де-чубаизации Ивана Грачева) и даже фабрикации уголовного дела (пример Алексея Митрофанова с попыткой понижения цен на мобильную связь и освобождением от мобильного рабства). Известны случаи доведения депутата до утраты личности, как произошло с автором ограничений тарифов инфляцией Валерием Зубовым.
В 2022 году глобальная ситуация поставила перед Россией задачи, за попытки решения которых значительное число парламентариев было разными способами устранено. Некоторые до сих пор в заключении. Таким образом, законотворческая процедура отработана далеко не полностью и оставляет возможности для лоббизма путем шантажа, коррупции, запретов на профессии или право голоса в парламенте.
Законопроект принимается в первом чтении для утверждения концепции, затем во втором чтении для принятия корректирующих поправок и затем в третьем чтении. С этого момента проект становится законом.
Вносить поправки ко второму чтению имеют те же семь сотен субъектов права законодательной инициативы.
Для представления интересов правительства в палатах Федерального Собрания назначается представитель правительства по данному законопроекту, как правило, статс-секретарь министерства, которое инициировало разработку законопроекта. Он должен представлять документ в перовом чтении, затем присутствовать при рассмотрении закона в СФ на случай возможных вопросов.
СФ рассматривает все законы, принятые Думой, хотя делать это обязан только по тематике, указанной в Конституции: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.
СФ может отклонить закон, рассматривать который не обязан. При отклонении закона принимается решение, вернуть его в Думу с предложением создать согласительную комиссию или в отклоненном виде отправить президенту, который принимает окончательное решение по всем новым законам.
В прошлом году СФ отклонил только один закон.
Внимание общества к законодательному процессу растет, однако распределено оно неравномерно и обращено в основном на деятельность Думы. Соответственно самые острые дискуссии проходят именно в Думе и здесь если не могут справиться с нарушениями, то стараются как минимум об этом говорить публично.
Кроме внесения законопроектов, правительство по факту несет обязанность представления заключений на законопроекты, без которых Дума не может рассматривать документы, предусматривающие расходные обязательства бюджета.
Правительство также представляет отзывы на законопроекты, не требующие расходов, вносит поправки ко второму чтению, разрабатывает и вносит в Думу до третьего чтения нормативно-правовые акты, без которых правоприменение будущего закона невозможно.
В заявлении от КПРФ на пленарном заседании Думы за два дня до встречи со статс-секретарями депутат Юрий Синельщиков описал проблемы с искажением принятой в первом чтении концепции законопроекта поправками ко второму чтению. Это нарушение Конституции, поэтому такой закон, если он будет принят Федеральным Собранием и подписан президентом, может быть признан неконституционным.
Однако Конституционный суд не работает в проактивном режиме, а на процедуру обращения в КС можно повлиять в теневом режиме.
Депутат Синельщиков также напомнил о непринятом законе о принятии законов. Этот документ должен был формализовать процедуры законодательного процесса, оставшиеся за пределами Конституции.
Если правительство нарушает собственный регламент и не представляет отзывы и заключения, не разрабатывает подзаконные нормативно-правовые акты, вся цепочка законодательной работы теряет смысл, но повлиять со стороны Думы очень сложно.
Достаточно типичными стали случаи, когда в конце сессии правительство настаивает на срочном принятии закона и для упрощения процедуры согласования указывает в финансово-экономическом обосновании, что закон не потребует расходов. Затем оказывается, что нормативно-правовые акты не разработаны и правительство вносит законопроект с поправкой о переносе срока введения закона в силу.
По некоторым законам сроки сдвигаются вправо по нескольку раз.
Зачем было настаивать на срочном принятии недоработанного законопроекта, непонятно.
Еще хуже обратная ситуация, когда подзаконные акты разрабатываются быстро, но они искажают концепцию закона. Закон не работает согласно представленным в Думу декларативным обоснованиям. Наоборот, может в неадекватном правоприменении принести существенный вред.
Регламентация законодательной процедуры вытеснила теневые манипуляции в фазу создания подзаконных актов и оценок регулирующего воздействия. Искажающие подзаконные акты шли потоком сотнями документов и почти с такой же скоростью их отменял Минюст. Остается непонятным, зачем статс-секретари финансово-экономического блока демонстрируют антинациональную позицию в Думе для проведения соответствующих норм в закон, если все то же самое можно сделать по-тихому за пределами конституционной процедуры.
Поток неадекватных подзаконных актов поставили под контроль рядом мер и в том числе публикацией на официальном портале правовой информации regulation.gov.ru. Новацией 2022 года является намеренная запутанность пояснительных записок к законопроектам, представляемых в пакете для внесения в Думу.
В ракурсе моих оценок нельзя забывать о национальной особенности России в виде чрезвычайно высокого уровня самокритичности с признаками внутренней русофобии.
В этом свойстве заключена основа эффективности полного цикла генетической инженерии in populi. Негативный эффект связан с некритичным отношением к зарубежному опыту. Поддерживается стереотип представления о России как самой плохой стране. Реальная ситуация обратная и это в какой-то степени показала встреча со статс-секретарями.
По словам выступающих на встрече, взаимодействие правительства и Думы в законотворческом процессе значительно улучшилось, быстро был принят необходимый пакет контр-санкционных законов. Ускорен и оптимизирован порядок проведения правительственных часов. Значительно сокращен объем ожидания нормативно-правовых подзаконных актов.
Председатель комитета ГД по контролю Олег Морозов признал, что отсрочка подзаконных актов в некоторых случаях обусловлена объективными условиями быстрого изменения ситуации.
Столь же неоднозначно Морозов оценил и такое явление, как внесение по инициативе из недр правительства законопроектов через согласившихся подписать документ парламентариев за спиной у правительства. Морозов не сказал, хотя мне это очевидно, что в таком случае не надо было вносить законопроект с формулировками, зависимыми от изменений мировой и внутренней конъюнктуры. В данном случае, на мой взгляд, сказывается хроническая неспособность правительства не только прогнозировать развитие событий, но и даже объективно отражать ее текущее состояние.
Для завершения темы следует отметить два момента, Из-за неспособности Думы сформировать экспертные советы некоторые хронические темы недоступны для обсуждения. Например, эволюционно-генетические проблемы угасания мужчин вопреки поручению президента в России не обсуждаются. Поддержка институтов семьи, материнства и детства решаются экономическими и правовыми мерами без устранения причин их разрушения. Советский опыт не используется.
В 2022 году произошло множество открытий. Оказалось, поставленную задачу импортозамещения правительство решать не собиралось. Выявились схемы внутреннего ценообразования на основе внешних произвольно выбранных показателей, фактических манипуляций внутренними ценами для создания разрыва между ценами и покупательским спросом, соответственно зависимостью от экспорта, в значительной степени перекрытого.
Контр-санкционный пакет, которым так гордится Жуков, не решал перевода экономики на мобилизационный формат. Это были превентивные временные изменения ради сохранения той же зависимости страны от импорта при условии его переключения с Запада на Восток, чтобы привычно ограничить отечественное производство.
Таким образом, одно и то же явление законотворчества в России может быть описано двояко как наиболее прогрессивное в мире и в то же время как преступное исключение ремонта суверенитета.
Лев МОСКОВКИН.
Бардак! Удалить надо количество заседающих наполовину, и даже больше. Оставить только самых разумных. Остальные за ненадобностью.
Мне кажется обсуждение, этих ветвей , не мало важно для всего народа . И это очень хорошо , что вы публикуете такую информацию т.к об этом узнает также народ .