Завершилась самая долгая в истории Государственной Думы парламентская сессия, четвертая в работе восьмого созыва.
«Уважаемые коллеги, у нас с вами сегодня итоговый день – мы с вами завершаем четвертую сессию. Она была самая продолжительная, длилась целых семь месяцев, и мы, конечно, можем подводить итоги работы, что сделано», – сказал председатель ГД Вячеслав Володин в своей заключительной речи на пленарном заседании 26 июля.
Председатель сообщил, что за время весенней сессии принято пятьсот законов. 27%, а это 136 законов, были социально ориентированными. Важным критерием Володин считает рост числа законов прямого действия, их принято 334, или 68%.
«Законы прямого действия отличаются от рамочных законов, от законов отсылочного характера тем, что при обсуждении граждане, каждый из нас, могут участвовать в выработке решений, и мы понимаем, о чем закон, как он будет работать, он прямого действия.
Когда принимается рамочный закон, мы ждем законов субъектов Российской Федерации. Понятно, что здесь не всегда получается нам следить за качеством и эффективностью решений, которые на основе закона рамочного выработанные. Ну и, конечно, законы отсылочного характера требуют принятия подзаконных актов. Это все приводит зачастую к тому, что либо на уровне чиновников начинают каким-то образом нормы закона трактовать по-своему, либо просто закон находится под сукном, такое было», – объяснил Володин.
Еще один итог – разбор законодательных завалов. На пике в январе 2017 года на рассмотрении Государственной Думы находилось 2343 законопроекта. Сегодня в законодательном портфеле 908 законодательных инициатив.
«Это очень серьезный показатель работы, на нем хочется остановиться. Думаю, что вы понимаете, по какой причине, потому что сегодня из вот всего этого массива законопроектов, находящихся в наших комитетах, 80% законодательных инициатив текущего созыва. Все они актуальны, все они достаточно проработаны, и, конечно, сейчас у нас появляется возможность заниматься ими, имея больше времени на это и, самое главное, меньше тратя его на дополнительные процедуры пересогласования», – сказал Володин ровно то, что должен говорить человек его положения.
Обе парламентские функции Думы, законодательная и представительная, исполняются неровно и неоднозначно. В мире произошли перемены, которые уже нельзя было не замечать, как это произошло с их упорной подготовкой. На мой взгляд, элита в очередной раз проспала уже не только страну, но и мир. Население распалось на три условные категории – уехавшие, оставшиеся и просто живущие. Представители власти обиделись на уехавших и сконцентрировались на них. О двух других категориях не позаботились. Российскую власть мучает принцип плохого игрока: загляни в чужие карты, свои всегда успеешь разглядеть. Не успели. Раскол увеличился.
Дискуссию завершенной сессии как никогда сильно деформировало имперское двоевластие глобального мира. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в выступлении от фракции назвал его раздвоенностью власти.
«Меня больше всего как человека и политика волнует раздвоенность власти, раздвоенность в решениях, раздвоенность в определении курса, что всегда ведет не к победе, а к поражению», – предупредил Зюганов.
Так бывает, что мучает всех, и все молчат, кроме одного.
Второй в истории лидер ЛДПР Леонид Слуцкий бросился на амбразуру.
Дипломатично поблагодарив Зюганова, Слуцкий категорично заявил: «Но в чем-то хочу не согласиться. У нас нет раздвоенности и растроенности. Все выполняют позиции президента. Другое дело, что ресурсы для их выполнения в условиях жесточайшего санкционного давления ограничены, поэтому правительству нелегко».
В своем заявлении от фракции Слуцкий озвучил наиболее древний в современной политике пример двоевластия. Использованная им схема борьбы с агрессивными собаками создана международной консалтинговой компаний по заказу транснациональной компании по производству кормов. Схему конвертировали в виральную конструкцию закона об ответственном обращении с животными.
«И что касается ситуации очень непростой о гибели людей в результате агрессии животных. У нас погибает ежегодно до 400 человек, и поэтому мы предложили законопроект о лицензировании заводчиков 12 особо опасных пород и введении штрафа за выгул таких пород без поводка и намордников», – поведал лидер ЛДПР.
В заявлении от фракции СРЗП Олег Нилов настаивал на отмене моратория смертной казни для террористов и прочих нелюдей.
Председатель Володин применил обезоруживающий прием похвалы оппонента.
«И надо отдать должное руководителям политических фракций в Государственной Думе – это понимание есть и в оппозиционных фракциях. Да, оппозиционные фракции поднимают малоприятные темы и вопросы, но все-таки обратите внимание на уровень политической культуры и на уровень ответственности, безусловный рост и понимание того, что именно должен быть конструктивный диалог. Коллеги, ну, по-другому быть не должно, ведь мы сегодня, когда говорим о вызовах, основы преодоления вызовов – это консолидация. И надо действительно сказать, что Государственная Дума в этой непростой ситуации делает все для того, чтобы находить консенсус не только в этом зале, но и за его пределами», – обобщил председатель Володин.
В роли носителя отмененной Минобром специальности я должен описывать признаки обратного, вынужденно соглашаясь с председателем. Дума стала полезным примером политической культуры и для геополитики и для каждой семьи. Если Зюганов не знает, как решать демографический вопрос, то Володин вот так просто по ходу пьесы сформулировал уникальный подход.
Он прав, только оппозиция может обозначить общий корень идеологической ловушки для человечества.
Оказалась иллюзорной возможность вернуть в Россию молодежную политику, воспитание, общественно полезный труд, НВП. Исполнители соответствующих поручений утонули в согласованиях непонятно чего и неизвестно с кем. Дискуссия сторонников здравого смысла с анти-государственниками вышла на формат хронической организменной патологии. Выборы действующего восьмого созыва оказались разменом, в итоге которого на Охотный Ряд пришла компания дилетантов с антигосударственной миссией. Типичным оказался печальный пример журфака МГУ, не замеченный в Думе. Такова традиция, профильные комитеты по образованию, науке, культуре, ЖКХ существуют в своих искусственных информационных пузырях и носу отсель не кажут. Излишне дотошных сместили с насиженных постов. Таких, как Галина Хованская и Вячеслав Никонов.
Журфак МГУ стал первым в череде российских вузов, который Дума спасла от государственного мини-переворота. Во всех других вузах, в большинстве школ основного и дополнительного образования, научных организациях и даже в Зоопарке восторжествовал центрифугальный отбор.
Журфак спасли силами его выпускника, зампреда ГД Петра Толстого. Ладно, двоевластие пошло в лобовую и отменило в новом стандарте журналистское образование. У преподавателей и исследователей журналистики вскипел их разум возмущенный. Казалось бы, для депутатов возник повод проявить свои таланты в части спасения страны. Заняться, наконец, теми, кто принимает решения. Но нет, в Думе до последнего заседания продолжались популистские споры вокруг ЕГЭ, Болонской системы и ограничений дистанционного образования.
В парламентской дискуссии сохранился весь набор дежурной демагогии, включая пенсионную и мусорную реформы, злых собак опасных пород, санкционного давления и коварных партнеров, неожиданно оказавшихся врагами.
Все это звучало и на завершающем сессию заседании. Тем не менее атмосфера палаты заметно изменилась в сторону примирения. Даже эсер Олег Нилов удивил благодарностями в адрес единороссов.
Атмосферу не смог испортить даже Геннадий Зюганов словами про раздвоенность и недовольством переориентации сырьевого экспорта на Восток вместо того, чтобы воплотить в жизнь инициативы коммунистов по образованию, бюджету, избирательному кодексу.
Амбиции схлестнулись на маленькой Хакасии. Ей нужны бюджетные вливания и железная дорога. Вместо реальных дел единороссы ведут войну с коммунистами за то, кто будет Хакасией править.
Вопреки традиции завершающее сессию заседание прошло не столько в торжественном, сколько в рабочем режиме и продолжалось пять часов без перерыва.
Некоторые принятые в конце сессии законы вызывают натуральную злобу своими нормами вырубок в охранных зонах, форматом правовых рамок для заведомого вредительства и еще тем, что это все придумывают вредители в недрах министерств. В результате страну трясет, производство останавливается, население беднеет.
Олег Нилов настаивал на полном запрете коллекторской деятельности и микрофинансовых организаций. Серого кобеля не отмоешь добела никаким шампунем. Принятый закон депутат сравнил с попыткой повесить видеорегистратор на бешеную собаку, чтобы контролировать, кого она кусает.
Ярослав Нилов в очередной раз выступил против частных видеорегистраторов на дорогах с искусственными ловушками.
Последним за всю сессию был принят во втором и третьем чтении закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации». Первоначально в лесу разрешалось строить капитальные сооружения, потом под напором депутатов ограничились размещением лыжных трасс, троп и дорожек для велосипедистов, устройством лампочек и скамеек.
Было бы интересно подсчитать стоимость принятия закона про стежки-дорожки, которые туда понапихали. А заодно и оценить ущерб от решений Роспотребнадзора с МЧС по запретам для планового туризма горных перевалов и пеших походов с палатками.
Частоколом пошло все то же самое на правительственном часе «О реализации государственной политики в области транспорта и транспортной инфраструктуры». Выступал и отвечал на вопросы министр транспорта Виталий Савельев.
Судя по позитивным оценкам Володина, Савельев – дружественный Думе министр с конструктивной позицией. От такой комплементарности вскрывается множество проблем, и чем дальше в лес, тем больше дров. В противном случае вопрос один – зачем пришел, если сказать нечего, кроме популизма?
Без популизма не обошелся и Савельев, но у него популизм был упакован в официальную статистику о тонно-километрах и пассажиропотоках. Она интересна, но о состоянии транспортного комплекса огромной страны ничего не говорит.
В России, кем бы ни был министр, политика его будет либеральной, что означает мизантропно высокие платежи населения и в отношении транспорта пространственную дезинтеграцию страны.
Савельев признался, что замены динамическому ценообразованию не видит. Иначе просто билетов не будет.
Бывший глава ФАС незадолго до увольнения сказал в СФ правду о динамическом ценообразовании. Это такая ведомственная мафиозная схема, которая назначает цены на билеты в зависимости от нуждаемости пассажира в поездке. Аналогичные схемы реализуются в такси и на железной дороге. Это притом, что агрегаторы такси иностранные, а РЖД государственная компания, и министр входит в совет директоров.
Чем отличается Вазисубани от Саперави? – Почему так? – Не знаю, из одной бочки наливаем.
Задача министра хотя бы перевести поставки на контракты с жизненным циклом, то есть с обслуживанием и запчастями по необходимости.
Отвечая на вопрос депутата СРЗП Юрия Григорьева о возможности повышения статуса региональных дорог, министр честно признался, что они ему статистику портят.
«В соответствии с указом президента мы должны привести в нормативное состояние 85% глобальных дорог наших агломераций и 50% региональных дорог. У нас наложен мораторий на прием в федеральную собственность региональных дорог, в связи с тем, что, принимая эти дороги в федеральную собственность, мы теряем как раз этот норматив. Он совсем недавно уходил за 80%, но когда мы начинали принимать региональные дороги, они в низком качестве были, и мы их когда доводим, у нас падает этот показатель», – сообщил Савельев.
С железной дорогой ситуация не лучше. Ольга Алимова в своем вопросе сообщила об опасности перевода дорог общего пользования в необщее. Перемена статуса позволяет закрыть сообщение и растащить рельсы.
Не торопится министерство распространить свою заботу на муниципальный транспорт.
Председатель Думы Володин присвоил себе миссию по восстановлению городского электрического транспорта, и это не сулит ничего хорошего лично для него. Тем более что в этом вопросе Володин занимает жесткую государственническую позицию против концессий и прочей рыночной белиберды. Такое не прощается.
Автобусы не заменят троллейбусы и маршрутки. А стоимость трамвая достигла 60 миллионов. В рамках региональных бюджетов замена транспорта невозможна. Надо привести в порядок то, что есть, а потом уже переходить на другой вид транспорта. Основные перевозки идут в трамвае.
Вторая причина озабоченности председателя Володина связана с участком железнодорожной трассы Москва – Адлер без контактной сети. Приходится дважды перецеплять электровоз на тепловоз и обратно. Два часа потерь. Володина в принципе раздражают разговоры о космических технологиях типа московского электробуса на фоне административного головотяпства.
«Ну, мы с вами в XXI веке живем, говорим про электробусы, многое другое, но на тепловозах ездим. Вот у нас маршрут не только в Адлер, но и «Москва – Алма-Ата» тоже пролегает через Мичуринск и Ртищево, а там у нас тепловоз, ну хорошо, не паровоз», – заявил Володин.
По ходу «правительственного часа» дительностью два с половиной часа тон председателя резчал.
«Честно скажите, что нет пока государственной политики в этой сфере, а есть всего десять бизнес-проектов, которые при поддержке ВЭБ реализуются. Они же как бизнес-проекты реализуются, поэтому отчитываться ими нельзя» – такова позиция председателя Володина, и она совпала с выводами коммуниста Арефьева.
По сравнению с официальной статистикой министерства несколько более информативна статистика коммуниста Николая Арефьева, представленная им в выступлении от фракции. Арефьев начал с упрека. Он не услышал о политике министерства и о том, будет ли оно отвечать за региональный и муниципальный транспорт.
Приведу сокращенный вариант выступления Арефьева из нескольких информативных цитат.
«Министерство транспорта отвечало за весь транспорт в стране, а не только за федеральные объекты.
Поэтому транспорт, особенно муниципальный, сегодня брошен на произвол судьбы. Денег там нет, дороги разбиты, автобусы не ходят, маршрутки не ходят, такси не вызовешь, скорая помощь не приходит. <…> Министерство транспорта всю жизнь шло в фарватере бизнеса, который был заражен импортом. <…> И теперь надо все с нуля поднимать, для того чтобы строить свои собственные самолеты, строить свои собственные корабли.
<…>
Главенствующую роль в транспортной инфраструктуре всегда играл железнодорожный транспорт, и здесь об этом говорили. Но приватизация МПС в свое время привела к тому, что были отменены около 300 поездов дальнего следования и около 600 электричек.
По сравнению с 1990 годом, я назову цифры, перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась в 2022 году почти в два раза, пассажирские перевозки – в три раза, морским транспортом сокращение в четыре раза, внутренним водным – в пять раз, воздушным – в четыре раза, трубопроводным – на уровне, и вот только автомобильным, самым дорогим, повышение в два раза, что вместе с «Платоном» послужило росту розничных цен на нашем внутреннем рынке.
Огромные территории требуют особого отношения к развитию авиационного транспорта. Но я вам так скажу, что авиационный транспорт все эти годы сокращался: из 1 тысячи 302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, у нас сегодня осталось 227, а вот пять лет назад даже было 329. То есть даже в последние годы все это дело сокращалось.
На легких самолетах, вернее, объемы пассажирских перевозок на легких самолетах сократились в 40 раз, на самолетах вместимостью 12 мест – более чем в 50 раз. Вот можно все вытерпеть, допустим, снижение на 5, на 10 процентов, но в 50 раз? Неужели никто не знал, что мы ликвидировали местные авиалинии? Знали, но ничего никто не делал. <…> В 2022 году в стране эксплуатировалось 1 тысяча 290 самолетов, из которых 70 процентов иностранного производства, 95% трафика обеспечивали именно иностранные самолеты». <…> Не лучшее дело у нас и на речном транспорте, там пропали у нас и суда на подводных крыльях, и на воздушной подушке, и речные трамвайчики, все реки опустели.
А вот про городской транспорт вчера только мне позвонили из Костромы, что у них решением губернатора исключаются даже троллейбусные сообщения» – так говорил коммунист Арефьев.
Конец цитаты
Таким образом, Министерство транспорта обслуживает интересы бизнеса с антинациональными и антигосударственными задачами. Винить в этом лично министра нецелесообразно, другой человек может быть хуже. Это вопрос политической воли руководства страны.
Итогом сессии в восприятии стороннего наблюдателя стало заметное выхолащивание дискуссии. Впечатление не то чтобы ложное, но все же не совсем верное. Налицо утрата способности к диалогу по актуальной, но нерелевантной информации. Слух депутата стал избирательным с предпочтением комплементарных вопросов, которые заведомо не вызовут негативной реакции в отношении автора ответа. Некоторые депутаты ведут себя подобно цензуре в научных журналах, избегая журналистов, способных к самостоятельному мышлению. Некоторые вроде академика Владимира Кашина не здороваются и в принципе не отвечают на вопросы, если не записывает камера федерального канала с надежной цензурой.
Мне понятно, почему либеральное нутро Минобра пытается отменить журналистское образование. Журналисты и особенно редакторы работают с информацией особым образом, и даже смотрение телевизора за ужином для них тоже работа. Тем более заседание палаты парламента. Предпоследнее заседание думской сессии пока продемонстрировало очередной казус прорыва ключевой, скрытой от общества информации.
Так всегда было в Думе. Все самое смелое в Думе звучит в большом зале пленарных заседаний заведомо кем-то одобренное заранее хотя бы из вредности или для проверки слуха общества. Отработано на аспирантских курсах марксизма-ленинизма для кандидатского минимума и политинформациях в НИИ. Сейчас происходит в прямом эфире.
Ситуация меняется в опасную сторону. Обладая принципиально новой информацией, депутаты стремятся больше смысла вогнать во включенный микрофон, теряют ключевые слова и не находят привлекательного конверта для ее подачи. Получается сумбур и косноязычие с признаками дислексии. Сознание стороннего слушателя улавливает в потоке известное и пропускает новое.
Володин в роли опытной учительницы поэтапно решил обе проблемы – сначала успокоить, потом разбудить. Завершающее заседание благодаря его усилиям прошло примирительно. Все приведенные цитаты ложились в текст органично.
Лев МОСКОВКИН.
“все выполняют позиции президента” Разве в этом смысл существования выборного органа? Некоторые партии окончательно оторвались от своих корней и избирателей.