Альтернативой «антисамокатному» бунту может стать только жесткое регулирование

Об этом в ходе пресс-конференции в НСН заявил депутат ГД РФ Александр Якубовский.

электросамокаты, открытие сезона, Фото мобильного репортера / агентство «Москва»

Продажи средств индивидуальной мобильности (СИМ) в России выросли почти в два раза. Вместе с этим, по заявлению экспертов, выросло и число аварийных ситуаций. Количество ДТП с участием СИМ в 2022 году выросло на 40%. За первое полугодие 2023 года количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросло на 181,9%. С такой неутешительной статистикой связано, по словам Александра Якубовского, все возрастающее недовольство и пешеходов, и автомобилистов. Чтобы это недовольство не переросло в «антисамокатный» бунт, взаимоотношения всех участников движения необходимо срочно урегулировать. Между тем поправки в ПДД, вступившие в силу полгода назад и касающиеся правил использования средств индивидуальной мобильности (ограничение предельно допустимой скорости при перемещении по тротуарам до 25 км/ч; максимальная масса СИМ не должна превышать 35 кг; при перемещении по дорогам в крайне правой полосе – до 60 км/ч и т. д.) оказались, по мнению Александра Якубовского, недостаточными:

«В связи с этим от меня поступило предложение о необходимости обязательной регистрации СИМ и обязательной установки номеров, которые могли бы считываться, для того чтобы определять, что это за средство индивидуальной мобильности и кому оно принадлежит. Кроме этого, необходимо сделать так, чтобы те нормы, которые уже на сегодняшний день приняты, стали исполняемыми. Необходимо, чтобы были и контрольные органы, и возможности контролировать передвижение на СИМ и на дорогах, и на тротуарах. Еще я предложил ограничить возможность доступности к СИМ для детей до 16 лет по аналогии с мопедами (на сегодняшний день у нас прописано, что дети с 7 до 14 лет имеют право передвигаться на СИМ по тротуарам, а старше 14 лет – по дорогам в крайне правой полосе).

Еще одна участница пресс-конференции, директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман отметила, что снижению числа ДТП с участием СИМ могло бы поспособствовать развитие велоинфраструктуры в РФ:

«Это именно та часть улично-дорожной сети, по которой в приоритете должны передвигаться средства индивидуальной мобильности. Но в нашей стране велоинфраструктуры крайне недостаточно: если посмотреть на последнюю статистику, то на данный момент во всей России велоинфраструктуры порядка 5 тысяч километров. Причем 10% сосредоточены в Москве. Для сравнения, в той же Германии, которая, безусловно, по площади намного меньше нашей страны, порядка 8 тысяч километров велополос. Поэтому сейчас развитие велоинфраструктуры должно стать одной из основных мер по обеспечению безопасности».

Кроме этого, по мнению Ксении Эрдман, необходимо сделать так, чтобы ответственность для нерадивых водителей СИМ стала неотвратимой:

«Штрафы есть уже сейчас (административная ответственность у нас уже прописана в КоАП: штрафы от 800 до 1,5 тыс. рублей в зависимости от типа нарушений), уголовная ответственность, безусловно, ложится на тех людей, действия которых стали причиной причинения тяжкого вреда здоровью или, не дай Бог, повлекли смерть. Но, я считаю, что размер штрафов нужно увеличить. По моему ощущению, в нашем менталитете есть два действенных фактора – это размер наказания и его неотвратимость. Пока размер довольно мал, и неотвратимость тоже довольно сомнительна. Все частные СИМ вообще находятся в «серой зоне» – это «терра инкогнита» для нас: мы не понимаем, кто они, где они, кто ими управляет, с какой скоростью они передвигаются. То есть мы можем полагаться только на их совесть, а полагаться на совесть – это так себе история, когда речь идет о жизни и здоровье. Недавно глава ГИБДД Черников заявил, что мы не будем за ними бегать. Понятно, что ни размер штатов сотрудников, ни технические возможности не позволяют ни гоняться за этими «самокатчиками», ни отслеживать их скорость. Сейчас в Москве развернут пилотный проект по ориентации камер фото-, видеофиксации на СИМ, но опять же это история, которая работает только с прокатными СИМ».

При этом, как отметил член Общественного совета ГУ МВД Петр Шкуматов, который также принял участие в обсуждении, если говорить о системе контроля за движением СИМ, то ее нет нигде в мире:

«Я могу утверждать, что нигде в мире самокатчиков не контролируют, и никаких методик, кроме как полицейский на тротуаре, который, кстати, может быть тоже на самокате, нет. Недавняя история в Париже, когда более 90% горожан высказались за запрет электросамокатов, показала, что регулирование этой сферы в Париже тоже отсутствовало. Но там под раздачу попали тоже только прокатные самокаты, а частные самокаты так и остались нетронутыми. И если почитать отзывы жителей Парижа, то после запрета прокатных самокатов в городе ничего не изменилось. То есть ездили люди безбашенно по тротуарам, на красный, подрезая машины, так это и продолжается. Моя идея заключается в том, что помимо регулирования электросамокатов необходимо увеличивать культуру и образование тех людей, которые этими самокатами управляют».

Кроме этого, по мнению Петра Шкуматова, необходимо вводить новую категорию или же использовать уже существующую «М» для того, чтобы человек мог управлять мощным электросамокатом:

«Мы не говорим про детские самокаты. Но при этом надо снижать требования к категории «М» (сейчас это 16 лет). Необходимо давать возможность получить категорию «М» с 14 лет и обучать молодых людей для того, чтобы они безопасно управляли электросамокатами, электровелосипедами, электроколесами, гироскутерами и так далее».

Еще один участник пресс-конференции, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, посетовал на то, что, несмотря на творящийся беспредел, «мы даже реальную скорость передвижения электросамокатов измерить не можем»:

«Да, Минтранс предложил предельно допустимую скорость передвижения по тротуарам в 25 км/ч, но как ее измерить? Мы можем измерить скорость только с помощью камеры фото-, видеофиксации на дорогах общего пользования, потому что ручные радары запрещены к эксплуатации в РФ. Их запретили несколько лет назад. В итоге, допустим, что полицейский останавливает самокатчика и спрашивает, с какой скоростью тот ехал. А он отвечает: «С максимально разрешенной!» То есть ему даже цифру знать не нужно. И доказать, что он двигался с другой скоростью, полицейский не может ни при каком раскладе. Он может написать что-то в протоколе. Человек может с этим не согласиться и идти в суд оспаривать, и суд встанет на его сторону, потому что у полицейских нет эффективных инструментов контроля и надзора в данном случае».

Поэтому Антон Шапарин предложил «собирать всех, кто погибнет из-за электросамокатов и выкладывать у здания Минтранса слово «хватит» из черных мешков». Может быть тогда, по его словам, ведомство что-то предложит для регулирования средств индивидуальной мобильности.

Сергей Ишков.

Фото мобильного репортера / агентство «Москва»

электросамокаты, открытие сезона, Фото мобильного репортера / агентство «Москва»

Добавить комментарий