Об этом в ходе пресс-конференции в НСН сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
По его словам, это объясняется лавинообразным ростом количества средств индивидуальной мобильности (СИМ): «Особенно это заметно по шеринговым самокатам, которые сдают в прокат различные компании. Мы посмотрели статистику, и действительно: количество СИМов за короткий период увеличилось в четыре раза, и к концу этого года оно еще удвоится. Хотя, если посмотреть сейчас, то их уже около 300 тысяч. Через два года их будет уже 600 тысяч, и если мы говорим про крупные города, то если мы не будем регулировать эту сферу, то они просто заполонят наши города и тогда пешеходам ходить будет просто невозможно. Многие из-за этого уже сейчас испытывают постоянный стресс: вот идет человек по улице, а мимо него проносится либо человек на самокате, либо доставщик на электровелосипеде. Это на самом деле страшно. Люди боятся, и эти страхи оправданы, так как число ДТП с участием СИМ растет кратно».
Как посетовал Александр Спиридонов, существующая аналитика недостаточно хорошо отражает то, что происходит: «Потому что большинство ДТП, которые происходят с участием самокатов, не регистрируются. В статистике отражаются только те случаи, где имел место серьезный ущерб имуществу либо где получены серьезные травмы или, к сожалению, даже гибель людей. Поэтому мы видим только эту статистику, а если посмотреть шире, то ситуация намного страшнее, и, на мой взгляд, мы не должны допустить того, чтобы она дошла до какого-то критического момента. Сейчас в Госдуме прошло первое чтение законопроекта, который вводит штрафы и за создание помех, и за оставление места ДТП, и что очень важно – за езду в нетрезвом состоянии».
По словам Александра Спиридонова, он тоже подготовил поправки в этот законопроект: «Я считаю, что наказание за оставление места ДТП для водителей СИМ должно соответствовать тому, которое уже есть для автомобилистов: во-первых, это штраф до 30 тысяч рублей и, во-вторых, это возможность ареста на 15 суток».
Еще одна участница пресс-конференции, директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, также сообщила, что в этом сезоне отмечается значительное увеличение числа поездок: «Так, на конец августа по количеству поездок мы уже превысили число поездок, которое было в прошлом году за весь сезон: больше 210 миллионов. Предыдущий спикер говорил о 300 тысячах СИМов, но это только прокатные электросамокаты. Не надо забывать, что у нас частных СИМов в 2,4 раза больше, чем прокатных. Суммарно на территории РФ прокатных и частных СИМов уже порядка миллиона (это электросамокаты и моноколеса). В конце мая операторы существенно повысили штрафы за нарушение и ПДД, и внутренних правил сервиса. Они и до этого были существенно выше штрафов, прописанных в КоАПе, и они будут оставаться выше даже после того, как поправки в КоАП будут приняты. Уже 2 – 3 месяца мы живем со штрафами в 100 тысяч рублей за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения и за совершение ДТП с причинением вреда здоровью и имуществу. Это самые высокие штрафы. Но понятно, что для взыскания этих штрафов необходимо постановление ГИБДД. Есть штрафы, которые могут выписываться на основании визуального контроля. Это, например, неспешивание на пешеходном переходе, перемещение вдвоем, перевозка детей и детские поездки. То есть то, что может фиксироваться камерами московского ЦОДД и может фиксироваться так называемыми «штраферами» – сотрудниками операторов, которые ходят по улицам и фиксируют правонарушения, снимая их на камеру. Кроме этого, уже есть чат-бот Ассоциации, куда есть возможность скидывать сообщения о правонарушениях. Он называется «Самокат: общественный контроль». До конца этого сезона и в следующем сезоне есть возможность сообщать туда о правонарушениях».
По словам Ксении Эрдман, несмотря на все принимаемые меры пока говорить о каком-то снижении аварийности не приходится: «Единственное, что я могу сказать, что у всех операторов сейчас стоит задача абсолютно вычистить из базы пользователей тех, кто намеренно пренебрегает правилами, а следующим этапом (я думаю, что к следующему сезону мы это сделаем) станет обмен базами данных нарушителей между всеми операторами, чтобы человек, совершив нарушение и будучи заблокированным в одном сервисе, не мог воспользоваться этой услугой в другом. Еще одна новая история – это инициатива московского Дептранса о штрафах в 100 тысяч рублей за езду на электросамокате вдвоем и за детские поездки. Эту инициативу поддержали все операторы. Понятно, что это носит скорее устрашающий характер, нежели фактическое наказание, потому что с редкой карты удается списать такую сумму. Скорее это будет связано просто с блокировками в сервисах, но мне хотелось бы подчеркнуть, что все-таки размер штрафов и неотвратимость наказания – это очень важно. Мы это видим на примере автомобилистов».
Но одними штрафами проблему, по ее мнению, не решишь, и, наказывая нарушителей, не следует забывать про развитие инфраструктуры для движения СИМов.
Сергей Ишков.
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»