Золотые ворота в Золотое кольцо. Колыбель русской цивилизации. Одна из, точнее. Седая старина нашего зодчества. Город-музей. Это все о Владимире, который фигурирует у Венечки Ерофеева как «Владимир-на-Клязьме».
И, как известно, можно ходить по Москве сколько угодно, а все равно попадешь на Курский вокзал. А оттуда – или в Петушки, где никогда не отцветает сирень, или к истокам.
Правда, скоростные электрички ходят теперь с Восточного вокзала. Логика понятна. Городские власти стремятся увести поток пассажиров от центра, но сам вокзал и расположен неудобно, и какой-то он бестолковый, мне показалось. Но речь сегодня не об этом.
Во Владимир хоть чучелом, хоть тушкой, как говорится, но приехать надо. Пока не доберешься до исторического центра, кажется, что это обычный, неустроенный уездный город. А потом перед тобой начинают вырастать соборы. Здесь, как и в Великом Новгороде, XV век – это уже новодел. Дух захватывает от того, из какой цивилизации мы выросли.
С главной смотровой площадки, расположенной на вершине крутого холма, открывается потрясающий вид на бескрайние русские поля. И на патриаршие вишневые сады. Это еще одно чудо света.
Десятки сортов. Все цвета, от белого до черного. Крутой овраг и череда вишневых деревьев. Дорожки, скамеечки. Огромная оранжерея с диковинными растениями со всего света. Скажу по секрету, у меня там был небольшой блат, так что меня еще и чаем со вкуснейшим вареньем напоили. Реальная вишневая столица России.
Будучи во Владимире, надо не забыть про церковь Покрова-на-Нерли. Ее фото было в учебниках истории моего школьного детства. Минут 20 на машине от города мимо условного дворца Андрея Боголюбского (от которого где-то внутри осталась одна аутентичная лестница) да минут 15 пешком через поле.
Нерль делает зигзаг, и на небольшом полуострове стоит небольшая церковь. Она идеальна. Она идеальна в своей скромности и самодостаточности. Она столь гармонична, что создается впечатление, будто мир пошел от нее, но, уходя все дальше, стал несовершенен.
Теперь немного о грустном. О туристической инфраструктуре. Единственный большой сетевой отель, в который нас пустили с собакой, – это «Амакс». Создалось впечатление, что он построен раньше, чем Золотые ворота, только за ним совсем не следили, и веками он разрушался. Я даже не буду писать здесь о том, что слив в ванной был кардинально забит, за весь день пробить его персонал забыл, и вечером пришлось самостоятельно подручными средствами извлекать из оттуда такое, что ни показывать, ни рассказывать об этом нельзя в приличном обществе.
Конечно, в городе есть другие отели. Небольшие. Есть даже «с жабо на отлете» по цене, не соответствующей никаким разумным нормам. Есть, например, вполне симпатичный отель «Орион», какой-то диковинной фантазией владельцев поделенный на два куска с разным количеством звезд. Вот этот номер – 3 звезды, а вот этот – 4.
Гастрономических изысков я во Владимире тоже не заметил. Есть, где поесть, но не более того. Не Тюмень с ее высочайшей кухней, в общем-то. Наверное, здешние отельеры и рестораторы думают примерно так: вы же все равно приедете в нашу жемчужину Золотого кольца, как-нибудь переночуете, что-нибудь перекусите. И второй раз мы вас уже не ждем.
Это в корне неверная позиция. Сфера услуг в таких городах, как Владимир, напротив, должна находиться на сверхвысоком уровне, чтоб хотелось возвращаться снова и снова, заезжать не по делам, а отдохнуть, углубиться в истоки, подумать и не спешить.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора