Богата нефтью Россия, а за бензин и солярку государство приплачивает бизнесу

5 октября правительство РФ приняло решение восстановить топливный демпфер до прежнего уровня. То есть государство увеличит выплаты нефтяникам, чтобы они не повышали цены.

Топливо-бензин
Фото НИТУ МИСИС

Оно и раньше платило. Вроде бы считается, что топливные компании гребут деньги лопатой, им сам черт не брат. Однако в то же время из информации официальных источников следует, что государство им постоянно дает деньги. И огромные. В 2018 году правительство заключило с нефтяными компаниями соглашение. Суть его в том, что разница между экспортными и внутренними ценами на бензин и дизельное топливо будет погашаться за счет федерального бюджета. С самого начала этого своеобразного договора правительство было, в принципе, против. Министр финансов Антон Силуанов в 2019 году на Петербургском экономическом форуме не то жаловался, не то возмущался:

«Мы оказываем помощь. «Дайте нам льготы по месторождениям», «дайте нам льготы по НДПИ…» Сейчас вот я читаю, что наша уважаемая компания (…) вложила 800 миллионов долларов в шельф на Конго, а мы им льготы предоставляем. Вопрос – так наши льготы куда идут? В нашу экономику или в иностранные экономики? Если мы предоставляем льготы, то, пожалуйста, инвестируйте здесь. Чего вам не хватает? Я с таким криком души (…) Я не говорю о социальной ответственности бизнеса – на нее, к сожалению, никто не обращает внимания. Но хотя бы инвестиции можно сделать в Россию. Тем более, что проектов у нас предостаточно».

То есть правительство отдавало себе отчет в том, что топливно-энергетические компании не бедствуют, даже вкладывают сотни миллионов долларов в Конго и в то же время пользуются различными льготами.

Тем не менее в 2019 году бюджет выделил нефтяным компаниям по демпферу 282,2 миллиарда рублей. В 2020-м – 356,6 миллиарда, в 2021-м – 674,5 миллиарда рублей.

А в 2022 году (внимание) – 2,16 триллиона рублей (https://tass.ru/ekonomika/16778985). Почти 10% бюджета страны.

Богатым надо помогать, а бедные обойдутся? Для нас, несведущих в тайнах подобной экономики, ситуация выглядит странной. Но может есть в том какая-то высшая мудрость, нам недоступная?

Впрочем, умы в правительстве, как мы уже отметили, тоже слегка недоумевают. И даже пытались принять меры. В апреле нынешнего года министерство финансов объявило, что с 1 июля снизит выплаты нефтяным компаниям вдвое. Но потом перенесло сокращение на 1 сентября.

Тотчас последовали события. С апреля оптовые цены на бензин и дизельное топливо стали резко повышаться. В общем и в целом – на 46–50%. Более того, солярки стало просто не хватать. Уборка урожая оказалась под угрозой.

И это несмотря на то, что две недели назад, 21 сентября, правительство ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309210003?index=1&ref=vc.ru). Чтобы дефицита не было, чтобы солярка и бензин стали по деньгам доступны в первую очередь для сельского хозяйства, для уборки урожая. Да, биржевые цены немного снизились, но затем вновь начали расти.

Можно ли считать подобное стечение обстоятельств простым совпадением?  Так или иначе, но правительство, фактически, оказалось под давлением. В информационном пространстве некоторые эксперты выступили с комментариями, сводящимися к тому, что запрет на экспорт надо отменять и повышать демпферные выплаты.

5 октября Кабинет министров РФ принял сразу три постановления – № 1635, № 1636 и № 1637 (http://government.ru/news/49711/).

С 1 октября, задним числом, топливный демпфер восстанавливается до прежнего уровня. Как говорится в решении правительства, это «позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке (…) сдержать рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции».

Одновременно, через две недели после запрета, «снимаются ограничения на экспорт дизельного топлива при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива».

Сергей Баймухаметов.

Фото НИТУ МИСИС

 

 

Топливо-бензин
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x