Об этом сообщила уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной итогам работы столичной индустрии гостеприимства в 2023 году.
По ее словам, несмотря на то, что отрасль гостеприимства была наиболее пострадавшей в период пандемии (так, падение турпотока в Москве в соотношении 2019 и 2021 годов составило 25 млн человек к 14,9 млн), сейчас активно восстанавливается:
«Турпоток внутри страны по данным на лето 2023 года вырос на 12%. Москву в прошлом году посетило в общей сложности около 17 млн туристов. Кроме этого, в 2023 году российскую столицу посетили 25 тысяч китайских граждан».
Как отметила Татьяна Минеева, росту турпотока способствуют совместные усилия бизнеса и власти, направленные на защиту отрасли гостеприимства:
«Это все меры поддержки, например, отмена НДС для ресторанного бизнеса, это ряд принятых инициатив бизнеса, которые связаны с упрощением процедур по регуляторной гильотине. (…) Мэр Москвы Сергей Собянин поддерживал наши инициативы, но нам было важно быть услышанными и на федеральном уровне, потому что бизнес не сможет выжить без поддержки государства. Уровень предпринимательской культуры в Москве очень высок, власть тоже открыта, она слышит бизнес. Ко мне за 2023 год поступило 6400 обращений, некоторые предприниматели пишут о том, что им не помогают. Я теперь каждого такого предпринимателя приглашаю в наши общественные приемные (в Москве их 38), чтобы каждый мне рассказал, где и кто конкретно его не слышит. У нас 18 рабочих групп, где мы с чиновниками обсуждаем каждую инициативу. Есть, где и с кем разговаривать, просто нужно вместе идти к тому, чтобы и «обелять» рынок, и развивать бизнес, и защищать права предпринимателей. Мы замеряем предпринимательские настроения и видим, что в целом мы заканчиваем год на позитивной ноте, потому что у нас идет вектор на импортозамещение и высвободилось очень много ниш. Наша задача – направить каждого предпринимателя в нужное русло, а именно: дать инфраструктуру, меры поддержки, технопарки, субсидирование, то есть любые инструменты, которые позволят здесь производить то, что они готовы производить».
Как заявил еще один участник пресс-конференции, общественный омбудсмен по ресторанному бизнесу Сергей Миронов, сейчас можно констатировать, что ресторанный бизнес находится на этапе развития:
«2022 год был такой «пограничный», но уже позитивный для ресторанного бизнеса, а 2023-й – очень позитивный. Налоги всегда были краеугольным камнем для развития ресторанного бизнеса и в России, и в Москве: сложные налоги, НДС в 20% очень сильно его тормозили. К сожалению, ресторанный бизнес – он, как правило, малый или средний, и находится весь в режиме упрощенки. И как только ресторан переходил заветную точку в 200 миллионов (объем оборотных средств. – С. И.), он сразу попадал на общесистемное налогообложение, выходил из малого бизнеса, и дальше ему, наверное, надо было закрываться, потому что платить НДС было невозможно (платить дополнительный налог в 20% было нереально). Но, к счастью, нам пошли навстречу (это была наша инициатива), и для ресторанного бизнеса для оборота до 2 млрд рублей НДС был отменен. По сути это и стало толчком для развития бизнеса».
Как пояснил Сергей Миронов, ресторанный бизнес – это всегда инвестиции, потому что открыть средний ресторан в той же Москве стоит 120–150 млн рублей, а это большие деньги, и у предпринимателя их просто нет:
«Надо чтобы кто-то его инвестировал, а инвесторы в какой-то момент сказали, что мы не хотим вкладываться в бизнес, у которого нет шансов на развитие. Они говорили: «Ну, до 200 миллионов оборота ты дошел, а дальше что? Потом ты будешь обманывать государство? А мне потом вместе с тобой сидеть?» И в тот момент, когда государство пошло нам навстречу, в тот момент, когда у нас отменили НДС, инвестиции пришли в бизнес. Люди стали вкладываться: в 2022 году они посмотрели, как это все работает, а в 2023 году стало приходить все больше и больше денег. На сегодняшний день развитие ресторанного бизнеса обусловлено в первую очередь именно этой причиной – оптимизированными налогами».
Следующим позитивным фактором для развития ресторанного бизнеса стало, по его словам, повышение интенсивности туристического потока:
«Он у нас в корне изменился: люди стали двигаться внутри страны и оставлять здесь деньги».
Далее Сергей Миронов привел еще один пример успешного взаимодействия бизнеса и власти, а именно с правительством Москвы:
«На летних площадках по федеральному закону нельзя пить алкоголь. Но это же нелогично: ты отрезал и съел кусок стейка, а потом забежал в бар и выпил стакан вина? Мы пообщались на эту тему с Сергеем Семёновичем Собяниным, и уже в течение нескольких лет он продлевает постановление, согласно которому в Москве это разрешено. Тут же мы попытались подтянуть федералов, и сейчас этот вопрос рассматривается в Госдуме. Это пример того, как мы правим нормативные акты, чтобы бизнес мог нормально существовать и развиваться».
Существенное изменение структуры туристического потока в Москве отметил и общественный уполномоченный по управлению активами в сфере гостеприимства Вадим Прасов. По его словам, если до пандемии по результатам года до 30–40% гостей были иностранцы, то сейчас, несмотря на то, что их процент стал минимальным, показатели по загрузке отелей и выручке в Москве весьма достойные.
Сергей Ишков.
Фото Александра Авилова / агентство «Москва»