Модернизация первичного звена здравоохранения остается проблемой

Президент РФ Владимир Путин заявил, что продление программы модернизации первичного звена здравоохранения войдет в его предвыборную программу, поскольку сделано в этой области немало, но, судя по происходящему, явно недостаточно.

медицина, здоровье, больничный, Фото с сайта mos.ru
Фото с сайта mos.ru

Почему именно это звено станет «точкой особого внимания», в ходе пресс-конференции в ОСН пояснила член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, врач-эндокринолог, лауреат Государственной премии Российской Федерации Ольга Демичева:

«Первичное звено здравоохранения – это фактически та самая доступность медицинской помощи, которая впоследствии позволяет сохранять здоровье и жизни граждан, влиять на демографическую ситуацию, позволяет давать чувство защищенности гражданам разных социальных групп».

Между тем, как отметила Ольга Демичева, пока именно в первичном звене остается много зон недоступности:

«Если у пожилого человека раньше во дворе находился фельдшерско-акушерский пункт или поликлиника, а теперь ему с палочкой или ходунками приходится за медицинской помощью добираться на перекладных – это совершенно неправильно! Медицинская помощь должна быть доступна на «низкопороговом» уровне, а для этого должна быть реагирующая, как паутина – тонко, быстро – система. Такую систему еще только предстоит выстроить, потому что у нас много пробелов, много зон недоступности, которые необходимо устранять. Поэтому задачи, поставленные президентом, – решаемые, но для их решения надо постараться».

Еще один участник пресс-конференции, сопредседатель Совета консорциума «Сеть телемедицинских экспресс миниполиклиник» Сергей Гнеушев напомнил, что проблема эта, как говорится, с «длинной бородой»:

«Эта проблема возникла не сегодня и не вчера. Она существовала все последние годы. Еще осенью 2021 года готовилось заседание Госсовета по вопросам здравоохранения, но оно тогда было отложено. (…) Первая волна программы модернизации первичного звена здравоохранения уже идет сейчас, и заканчивается она в конце следующего года. Уже объявили, что будет и следующая волна: программу продлили еще на пять лет. Это все движение в правильном направлении. Но при этом существует «вилка» ожиданий и неудовлетворенность: и люди недовольны, и врачи недовольны, и местные власти тоже недовольны. И первичное звено находится на острие вот этой самой неудовлетворенности».

По его словам, несмотря на постоянно пролонгируемую программу модернизации, сохраняются четыре неудовлетворенности:

«Это качество, доступность, нехватка врачей и нехватка финансирования. Несмотря на выделяемые средства, система находится в состоянии финансового дефицита, и с этим надо что-то делать. Пришло время, может быть, поглубже посмотреть на управление этой отраслью».

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, также принявший участие в обсуждении, напомнил о московском опыте, наработанном в этой сфере:

«Я всегда «подпрыгиваю», когда слышу слова «модернизация» или «оптимизация»… Последняя модернизация в Москве, как известно, привела к созданию трехуровневой системы здравоохранения, в результате чего медпомощь для людей стала еще менее доступной. Зато мы видим, что в результате этой модернизации у нас частные медицинские центры растут как грибы. Правда, надо отдать должное властям Москвы: все старые поликлиники действительно модернизированы очень хорошо. Здесь действительно много чего делается, но частный сектор развивается быстрее, а это говорит о том, что люди не могут получить помощь в государственной системе здравоохранения. Когда у нас была оптимизация – было просто сокращено стационарное звено, и вся нагрузка оттуда вывалилась на «Скорую помощь» и на «первичку», а «первичка» к этому не была готова. Кроме этого, «первичка» сейчас совершенно не готова к тому, чтобы выписывать лекарства по рецептам, а их стали требовать практически во всех аптеках. Я уже на себе это испытал. А что будет, если сейчас люди, которые и так не доверяют системе здравоохранения, упрутся в то, что они не могут даже купить то лекарство, которое они по жизни принимали или просто какой-нибудь антибиотик? Мне, конечно, сейчас скажут, что нельзя просто так есть антибиотики. Конечно, нельзя, но система не готова к тому, чтобы мы ели их правильно! Ей нужно было дать какой-то переходный период, а сейчас по факту провизор просто говорит в аптеке: «А я не дам вам лекарство без рецепта». И что делать?! И сколько народу так помрет, мы даже не знаем. Поэтому когда объявляются какие-то программы (в данном случае – по модернизации), надо прежде все основательно продумывать. Ведь сейчас речь идет о модернизации первичной медико-санитарной амбулаторной помощи, а чем там лечат? Лекарствами, которые мы сами покупаем (ведь только в стационарах и для льготников они бесплатны). А сколько они стоят? Это же просто ужас! И когда мы видим эти цены, мы понимаем, что помощи-то нет. Что на самом деле если президент говорит о создании первичной медико-санитарной помощи, то надо, чтобы в его программу вошло лекарственное обеспечение хотя бы по стандартам, клиническим рекомендациям, которые у нас сейчас есть. Без этого никакая помощь не может считаться помощью».

Еще один участник дискуссии, директор Центра проблем организации и финансирования здравоохранения Финансового университета при Правительстве РФ кандидат медицинских наук Андрей Рагозин рассказал об экономической и системной основе проблем первичного звена:

«В советские времена здравоохранение работало как единая сеть по всей стране, которая финансировалась государством по единым нормативам. Работники получали зарплату в рамках единой отраслевой системы оплаты труда. То есть они четко знали, сколько они будут получать независимо от региона, где они будут работать. В девяностые годы мы взяли западную, а именно европейскую модель организации здравоохранения, согласно которой задачи обеспечения общедоступности были делегированы из федерального центра в регионы и даже – на первом этапе – в муниципалитеты. Эта модель относительно нормально работает лишь в тех европейских странах, где плотность населения высока и территории которых равномерно развиты. Например, в Голландии, Германии, во Франции. Но в странах, где есть различия в развитии регионов (например, в Италии или Великобритании) эта модель уже начинает формировать серьезные проблемы из-за неравенства финансирования в разных регионах и разной доступности медицинской помощи. Например, итальянец из южных регионов имеет худшую доступность к медпомощи, чем итальянец, живущий на севере, в промышленно развитых регионах. В нашей стране сейчас доступность первичной медико-санитарной помощи полностью делегирована регионам, и поэтому уровень доступности напрямую зависит от их развития, от состояния бюджета и возможности финансировать эту медико-санитарную помощь. А возможности у них очень разные, поэтому 50 тысяч населенных пунктов у нас, по данным Счетной палаты РФ, даже не имеют прямой транспортной доступности к врачу или фельдшеру».

По мнению спикера, выход заключается в отказе от европейской системы и возврате к тому, чтобы система здравоохранения по всей стране работала как единая сеть.

Как дополнила член СПЧ при президенте РФ, врач-эндокринолог Ольга Демичева, на доступности первичной амбулаторной медпомощи негативно сказывается и то, что сейчас поликлиника превратилась в некую диспетчерскую службу:

«В силу того, что система ОМС диктует свои определенные правила и деньги в поликлинику приходят при определенных выполненных нормативах, создается некий искусственный поток пациентов на врача-терапевта, который далеко не всегда нужен как врач-диспетчер, определяющий, куда дальше двигаться пациенту, но каждый прием этого терапевта финансируется из системы ОМС».

В результате, по ее словам, даже пациент с давно поставленным диагнозом не может попасть к наблюдающему его узкому специалисту сразу, потому что этот диспетчерский путь должен быть осуществлен, так как искусственное наращивание количества посещений приносит поликлинике больше денег.

Сергей Ишков.

Фото с сайта mos.ru

медицина, здоровье, больничный, Фото с сайта mos.ru

Добавить комментарий