Как к этому относиться?

Ежегодно россияне направляют в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) сотни тысяч обращений. Далеко не все из них конструктивные.

Депутат Госдумы Сардана Авксентьева призвала бороться с «вирусом доносительства» в России:

«Все разумные люди должны противостоять вирусу доносительства, вот-вот грозящему перейти в пандемию. И не только в сфере культуры, будь то кино, сериалы или книги. Весной доносчики жаловались на желто-синие лавочки в парках и косички у школьниц. Потом пошли доносы на детские сады и футбольные команды, у которых в названии или символике есть радуга. Почему-то особо бдительные граждане считают, что радуга теперь принадлежит только меньшинствам. Есть большая разница между сообщением о преступлении и вредоносным крючкотворством. К сожалению, некоторые общественные деятели строят на доносах свою карьеру». (https://t.me/RealSardana/1050)

Сказано почти исчерпывающе. «Почти» – потому что явление, увы, широкое, многослойное. Фракция «Новые люди» в Госдуме подготовила и направила на заключение в правительство РФ законопроект об административном наказании для организаций и граждан за злоупотребление правом на обращение в госорганы.

Если в результате проверки «сигнала» не обнаружено никаких нарушений, то законопроект предполагает наказание в виде обязательных работ на срок до 100 часов и запрет заниматься администрированием сайтов на срок до трех лет. Запрет предлагается распространить на администрирование личных страниц, сообществ в социальных сетях.

Законопроект получил комментарий в Кремле. Пресс-секретарь президентской администрации Дмитрий Песков напомнил, что критика является необходимым элементом, чтобы понимать, что не так. «Поэтому, если речь идет об открытой критике, с открытым лицом тех или иных процессов – это хорошо, а доносительство – это было, есть и будет плохо», – указал представитель Кремля. (https://tass.ru/politika/19920977)

В 2023 году в Роскомнадзор и территориальные органы поступило 266 458 обращений граждан. Подавляющее количество касалось нарушения действующего законодательства в части размещения противоправной информации в сети Интернет. В том числе по реализации положений части 4 статьи 12 закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

«Для оперативного реагирования на сообщения граждан, касающихся блокировки размещенной в сети «Интернет» противоправной информации, <…> продолжена работа «горячей линии» Роскомнадзора (сервис электронных сообщений). По итогам 2023 года на «горячую линию» поступило более 314,7 тыс. обращений граждан и организаций». (https://rkn.gov.ru/treatments/p436/)

Как показывает статистика, количество сообщений подобного рода растет пропорционально принимаемым запретительным актам. Соответственно формируется и атмосфера, что выражается в письмах граждан, выходящих, по многим оценкам, за рамки общепринятых норм. Так, в конце прошлого года телеграм-канал с 26 (!) подписчиками обнародовал видеозапись разговора двух российских школьников, которые обсуждали международное положение и своих учителей. Кто-то неизвестный отправил запись в лицей. Директор обратилась в полицию. На детей составили административные протоколы.

Поступок директора вызвал бурную реакцию. В соцсетях писали: «С одной стороны, с точки зрения права придраться к поступку директора школы невозможно. Но с моральной точки зрения – это не что иное, как доносительство». Большинство – осуждало. А заслуженный учитель России Евгений Ямбург высказался со всей возможной резкостью:

«Это профессиональное преступление. Услужливый дурак хуже врага. С учениками надо разговаривать, объяснять им. <…> И профессию учителя этот поступок дискредитирует, и государство, если хотите. Потому что если ученик не доверяет учителю, он не будет доверять и государству».

Дело тем не закончилось. В том лицее ввели новые правила внутреннего распорядка. В частности, пункт 14 гласит: «Учащимся запрещается организовывать или участвовать в публичных действиях, направленных на дискредитацию правительства РФ, государственных чиновников, руководства лицея, педагогов лицея». (https://www.nn.ru/text/education/2023/11/20/72933539/)

Тут ведь сущностный момент – и юридически, и политически.  Главный вопрос: что считать «дискредитацией», кто и как ее будет определять? Не секрет, что некоторая часть чиновничества любую критику склонна расценивать как «дискредитацию». Но основополагающий принцип нашего общественного и политического устройства ясен и четко определен – государственные чиновники, правительство служат народу, «единственному источнику власти в Российской Федерации», как сформулировано в статье 3 Конституции РФ.

А тут получается, что руководители лицея (служащие государственного бюджетного учреждения) с детства наказывают школьникам: молчите, вам «не должно сметь свое суждение иметь». И, как показывает анализ Роскомнадзора, такую же позицию занимает и активно «защищает» ее определенная часть граждан.

Проявления разнообразны. Со всех сторон. Например, директора института политических исследований, политолога, бывшего депутата Госдумы Сергея Маркова никто не отнесет к оппозиционерам, критикам власти. Наоборот. Однако некий житель города Златоуста написал на него заявление в полицию, посчитав, что в телеграм-канале «Логика Маркова» есть материалы, дискредитирующие Российскую армию. Случай стал достоянием гласности. Сергей Марков заявил через прессу, что нападки на него – это еще и «максимальная дискредитация российского законодательства, дискредитация российской власти». (https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/11/14/21704527.shtml)

Вот и разберись, ошибся товарищ из Златоуста, не так понял, он активный гражданин или доносчик. А реакция Маркова –  симметричный или асимметричный ответ на враждебные действия?

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Фото с сайта mos.ru

Добавить комментарий