Книга в Москве. Оазис человечности в мире варварства

В Москве открылась одна из трех книжных ярмарок, X книжный фестиваль «Красная площадь».

Фото Лев Московкин

Московские книжные ярмарки по площади и объему представляемой на этой площади литературы в мировом масштабе далеко не самые крупные. Это нормально, разнообразие литературы и количество мероприятий на пределе того, что может репрезентативно осветить небольшая редакция СМИ с адекватной концепцией издания.

Одному человеку, казалось бы, и пытаться не стоит. Однако  современный мир раздирает на тенденции, и вот они, эти тенденции, предельно ясно и предельно точно проклевываются на книжных выставках в Москве, как молодые ростки после схода снежной завесы под ласковым весенним Солнцем.

Пропускать книжную выставку нельзя, будешь обречен жить дальше воспоминаниями о прошлом, обильно описанном и без тебя.

Книжный фестиваль «Красная площадь» относительно молодое мероприятие. Он учрежден по инициативе председателя Государственной Думы шестого созыва Сергея Нарышкина, и в этом году приурочен к 225-летию крупнейшего поэта и писателя нашей общей эпохи Александра Сергеевича Пушкина. На открытии фестиваля прозвучал концерт для хора «Пушкинский венок» Георгия Свиридова. Среди мероприятий награждение победителей литературной премии «Лицей», стихи и сказки Пушкина в исполнении известных российских актеров, встречи с поэтами и писателями.

Чем дальше раскручиваются глобальные события, тем больше мы понимаем, что наша эпоха началась именно с Пушкина, создателя современного русского языка, предтечи национального корпуса языка и серии технических мероприятий, которые создали поле развития русского языка на уровне второго в мире. Причем это произошло совершенно без политической поддержки.

Русский мир богат талантами. Не один у нас Пушкин, чтобы его оценить, тоже талант нужен.

Вход на выставку бесплатный. Если идти на книжный фестиваль тем же путем, каким на Красную площадь вступают парады, книголюбов встречает киоск издания «Российская газета» – сама газета под таким называем, «Парламентская газета» и научно-исторический журнал «Родина». Издание является официальным публикатором российских органов власти, и посетители обходят его стороной. Таково отношение в России к власти. И напрасно. Чем дальше в глобальный лес – тем больше там дров и щепки во все стороны летят. А в «Российской» и «Парламентской» газетах традиционно работают лучшие журналисты. Мы многих из них знаем и часто пользуемся их информацией. Пишут они литературно о самых рутинных событиях и на редкость без обычных для прессы перекосов, ничего существенного не пропускают. Очень жаль, что эти издания практически недоступны гражданам. Но это обычное дело в России, много непригодного мусора и мало доступна выставочная продукция, которая составляет имиджевое лицо страны. Это не только «Российская газета», но и «Веселые картинки» или «Наука и жизнь».

Кстати, «Московская правда» как-то незаметно стала поставщиком кадров, в том числе и для официальных изданий.

Со всех сторон заметен гигантский полушатер со сценой для чтения стихов. Вернули традицию площадки у памятника Маяковскому, которую в позднесоветское время выкорчевывали. А сейчас, видимо, приперло, и поэзию спустили с поводка. Стихи у современных поэтов России прекрасные и местами на уровне Пушкина, который писал, как дышал.

Еще одно «кстати» – на книжном фестивале мы узнали, что «Пушкин это наше всё» первым сказал не Борис Ельцин, а пьяненький коллега по поэтическому цеху и современник. Видимо от профессиональной ревности. Не самая худшая форма конкуренции в творческой среде.

Продолжается она из новых традиций издания сборников поэзии Донбасса. Это особое направление, достойное чтения, почитания и изучения.

Фестиваль «Красная площадь» также преодолел многолетнюю анти-традицию на эмбарго для писателей, стигматизированных маркером «государственник». Надо плохо знать литературу, чтобы назвать государственником автора «Ста дней до приказа», «Гипсового трубача» и «Совдетства» Юрия Полякова. Нам неведомо, как он попал на «Красную площадь» прошлым летом и сумел устроить там патриотическое выступление. Пропустили. Когда же с другой стороны кремлевской стены постучали, за патриотизм отчитались мероприятием Полякова.

Через «Красную площадь» на книжные выставки вернулась периодическая «Роман-газета» издательства «Художественная литература». Шагая по Москве с «Роман-газетой» в руках, обязательно наткнешься на круглые глаза с признаками бездонной ностальгии.

«Роман-газета» редкое издание, в отличие от «Юности» или «Иностранной литературы», которое выиграло от прекращения партийной опеки над прессой. О печальных тиражах и доступности говорить не будем ввиду банальности темы. Качество издания «Роман-газеты» по содержанию и оформлению изумительное. Особенно редкий случай, когда, глядя на обложку, вполне можно определить, что под обложкой и соответствует ли оно личному восприятию.

Главным редактором «Роман-газеты» работает писатель Юрий Козлов, который в прошлом работал в пресс-службы Думы. В память о прошлой жизни подарил нам свою повесть «Слепой трамвай».

«Детскую роман-газету» редактирует писатель Екатерина Рощина. «Роман-газета» стала аттрактором самоорганизации узкого круга писателей определенного толка в типе Юрия Полякова, Юрия Козлова, Екатерины Рощиной и особенно Александра Куприянова, по совместительству главного редактора «Вечерней Москвы».

Эти писатели отличаются от обычного клонированного варианта букетом признаков. Прежде всего, должны отметить, нам нравится только тот художник, кто пишет без конъюнктурных фантазий и не шарахается от человеческой приземленной тематики. У по-настоящему талантливых людей, грубо говоря, в градации Пушкина нет угрожающей смыслу жизни профессиональней ревности. Круг авторов «Роман-газеты» если не бесконечен, то очень широк.

В первый день работы книжного фестиваля в шатре «Художественной литературы» состоялась презентация новой книги Александра Куприянова «Божья коровка. Амурские рассказы». Мероприятие, естественно, прошло нестандартно. Куприянов сочетает качества руководителя и автора без видимых признаков конфликта интересов, по-русски – профессиональной ревности. Он непримиримо спорит со своим верным редактором Екатериной Рощиной и фактически конкурирует за читателя со всеми, кого привечает. Такой вариант заставляет держать качество произведений.

Нам, очевидно, везет с редакторами, местом работы, книгами и фильмами, вообще со всей той социальной средой, которая стала нашей жизнью. Среди прочего, наши рецензии на произведения названных авторов были опубликованы в «Московской правде». Мы не можем представить другого издания, где это было бы возможно. Не в укор Александру Ивановичу, и в его «Вечерней Москве» тоже. Его новая книга «Божья коровка» посвящена коренным народам Приамурья, где автор вырос, родившись в лодке.

Перед ним в том же шатре прошла презентация детской книги «Мы с Вовкой». Автор приятно удивил надежным знанием жизни. И всех прошлых хулиганств подкладывания гвоздей на рельсы и катания на товарняке. Нынешним детям недоступно, нет уже вагонов с площадками для проводников.Тут было все более типично в индустриальном алгоритме. Книгу «Мы с Вовкой» представила издатель. У каждого современного издательства существует свой круг авторов. Они несут определенные обязательства и должны писать по плану независимо от вдохновения или наличия темы.

Этот автор признался, что когда устроился на работу, писать перестал. В стране наступили очередные потрясения, его сократили, и он вернулся к писательскому труду. Подобная индустриальная литература составляет теперь основной объем того, что можно читать.

Надо отдать должное издательствам, они стараются держать уровень качества и тематическую востребованность. Раскрученные с советского времени имена превратились либо в рабов издательства, либо в иностранных агентов, которым издательство платить не может. Приходится находить и воспитывать новые имена.

Мы не представляем, как живется сегодня профессиональному писателю. Александр Куприянов совершенно справедливо напомнил, что в советское время за одну книгу «Гештальт» Екатерины Рощиной можно было лет десять жить. Книга постоянно переиздается.

Индустриальная модель книгоиздания в какой-то степени страхует от потока ангажированной литературы на зарубежные деньги. Нам непонятно, почему невозможно перекрыть канал, разрушающий национальное самосознание. Речь идет не только о пресловутом «Лете в пионерском галстуке», но об основном объеме печатной макулатуры на любой книжной выставке, в основном переводной и околонаучной с превалированием психологии, генетики, экологии. Это, в общем, то же мошенничество и с использованием той же базы социологии третьего поколения. Стрелять из гаубиц по всем воробьям совсем без таргета все же слишком затратно.

Работает система сообщающихся сосудов и одновременно принцип последней капли.

Например, если невозможно в стране сменить власть или развалить в ней систему здравоохранения, книжный рынок наводняется ЛГБТ-литературой, чтобы склонить население к отказу от размножения. Убивать дороже. Если Дума принимает закон о запрете однополой пропаганды, начинаются шаманские камлания на тему генетики, психологии, мозговедения.

Отдельный мощный канал разрушительной литературы ангажирует согласных к этому авторов на депрессивность. Эксплуатируется рост базовой тревожности, и они высоко или не очень художественно искусственно стравливаются. Мошенничество тоже описывается, причём исключительно как нечто естественное и неизбежное.

Трудно считать ангажированных авторов писателями, а различить очень сложно. Каналы между сообщающимися сосудами переключаются по принципу последней капли. Наступают времена, когда настоящие писатели еще очень и очень потребуются, чтобы их описать. Нам стоит больших усилий найти в этом книжном мире что-то стоящее, и это, как правило, шедевры. Но сделать это за пределами книжных выставок почти невозможно. Или мы не умеем.

В общем, большая благодарность Сергею Нарышкину за идею книжного фестиваля «Красная площадь».

Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.

Фото Натальи ВАКУРОВОЙ

Фото Лев Московкин

Добавить комментарий