Смоленск производит впечатление невероятно тихого и спокойного города. Разве что после работы на остановках скапливается много людей. Насколько я понял, здесь только четыре трамвайных и четыре троллейбусных маршрута, а остальное – маршрутки. Потому и добраться домой трудновато. Это местным, а для нас, приезжих, разницы особой нет.

Бросаются в глаза две особые достопримечательности. На высоком холме – потрясающе красивый Успенский собор. А по всему центру – остатки великой крепостной стены.
Смоленск занимает настолько важное геополитическое положение, что войны за него велись столетиями. Между русскими, поляками и литовцами. Именно владение этим городом определяло, кто мощнее, – Московия или Великое княжество Литовское. Несметное количество раз он переходил из рук в руки то в результате умелых осад, то вследствие подлых предательств. И только к концу 16-го века окончательно отошел к Москве. Тогда-то и была построена уникальная каменная крепостная стена. Это был не Кремль, а именно фортификация вокруг всего города.
Шесть с половиной километров в окружности и 41 боевая башня. Сегодня их осталось всего 18, и половина стен тоже разрушена. Но фрагменты уникального сооружения постоянно на виду во время прогулок. То тут, то там возникают древние исполины.

Главная часть стены, безусловно, у Сквера Памяти Героев. Его основали еще в 1912 году, когда праздновалось столетие Отечественной войны. Приезжал император Николай, открыли знаменитый так называемый «Памятник с орлами». Дань благодарности Смоленску за его стойкость во времена наполеоновского нашествия.

Прошло немного времени, и вот уже Великая Отечественная. И снова Смоленск в строю, дослужился до звания города-героя. А в стене начали хоронить старших офицеров, проявивших особое мужество. Образовался второй в России некрополь. Первый – всем известная кремлевская стена в Москве, а второй – здесь, в Смоленске. Других нет.
В том же сквере в 60-е основали мемориал Вечного огня. Зажег его уроженец Смоленска Михаил Егоров, – тот самый, что водрузил красное знамя на поверженном Рейхстаге и был запечатлен для вечности великим фотографом Евгением Халдеем.

Гулять по Смоленску – одно удовольствие. Правда, он весьма холмистый, но весь в парках и бульварах. С трудом отыскал я ресторан русской кухни. Это, конечно, странно для туриста, но нормально для смолян. Русская кухня – у них дома, в ресторане же хочется чего-то особенного, наверное. Пиццы, например, или пасты. Этого – в достатке.

Странно, но город совсем не туристический, возможно – экскурсионный, но не туристический. Отелей мало, сетевых – совсем нет. Комфортабельность гостевых домов оставим за скобками. Впрочем, один отель мне даже понравился. Хоть и не в центре, но сделан почти идеально. Что важно – в каждом номере имеется табличка с портретом управляющей и просьбой оставлять свои отзывы и пожелания. Такая неожиданная персонализация «принимающей стороны» показывает, что к гостям здесь относятся с должным уважением.
И впрямь, никаких нареканий не возникло, а это – всего лишь три звезды. Прочел недавно, что в прошлом году в Смоленске наконец-то открылся первый пятизвездочный отель. Но с собаками туда не пускают. Спрашивается, зачем в городе пятизвездочный отель, если там не могут жить собаки, захватившие хозяев с собой в путешествие?


Дорога до Смоленска хорошо всем известна. Это трасса М1. Путь неблизкий, на денек не съездить. Все-таки Смоленск – самый удаленный из всех центров регионов, соседствующих с Московской областью. 400 километров. Когда-то через город ходили поезда в Европу: Варшава, Берлин, Ницца. Сейчас – только Минск.
Но не обязательно ехать на поезде дальнего следования 6 часов, уже года 4 сюда ходят «Ласточки»: 4 часа от Белорусского вокзала – и вот уже вокзал Смоленска. А в двух километрах от него – тот самый Свято-Успенский собор. Виден издалека.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора