Из программы льготной ипотеки нужно было выходить раньше

Об этом заявил председатель Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной обсуждению полугодовых итогов и перспектив развития российского рынка жилой недвижимости.

дома, недвижимость, город, весна,Фото Артура Новосильцева / агентство «Москва»
Фото Артура Новосильцева / агентство «Москва»

Как отметил Анатолий Аксаков, то, что думают обычные люди о ситуации на рынке жилой недвижимости, отличается от оценок, которые дают застройщики и чиновники из Минстроя: «Разница в цене на первичном и вторичном рынке достигает 55% – и этот факт говорит сам за себя. По многим оценкам, единственной выигрышной стороной льготной ипотеки являются застройщики, которые продавали жилье в новостройках по завышенной цене, а люди в действительности переплачивали за те квадратные метры, которые им в новостройках предлагали. Очевидно, что нужно было раньше выходить из этих льготных программ. Я понимаю, что они были нужны в сложный период (например, когда случился ковид), надо было эту программу запускать, в том числе и для того, чтобы поддержать застройщиков, поддержать рынок, но то, что надо было раньше выходить из этих льготных программ – это однозначно».

По его словам, в настоящее время уже накоплен опыт и сейчас будет осуществляться более грамотная работа: «Это необходимо делать, потому что нам нужна рыночная экономика в системе строительства и реализации жилья. Конечно, мы должны иметь льготные программы: так, мы продлили до 31 декабря 2030 года льготную программу для многодетных семей. В ее рамках 450 тысяч рублей государство субсидирует тем, кто берет ипотеку, имея много детей. И это абсолютно правильно. Я тоже боролся за это, и, слава Богу, нам удалось такое решение провести. При этом мы, конечно, видели, что многие заемщики страдали от того, что ключевая ставка резко изменялась в сторону увеличения, если процентные ставки по уже выданным кредитам, которые зачастую предлагались в «плавающем состоянии» (когда менялась ключевая ставка – менялись ставки и по предоставленным кредитам), вдруг начинали расти. Многим людям становилось сложно обслуживать подорожавший кредит (причем подорожавший в разы), и было очевидно, что в этой ситуации нужно было что-то делать. Мы приняли закон, в соответствии с которым ставки по ипотечным кредитам не могут повышаться более чем на 4% от той базовой ставки, которую они прописали в изначальном договоре».

Как рассказал Анатолий Аксаков, зачастую бывают ситуации, когда банки забирают у людей, которые не могут обслуживать ипотеку, заложенное жилье и потом продают его подешевле, и полученная сумма оказывается недостаточной для покрытия кредита, взятого человеком. Так как сумма проданного жилья не покрывает предоставленного кредита, человек, оставшийся без квартиры, оказывается еще и должен.

«Поэтому, чтобы избежать подобных ситуаций, когда банкиры продают жилье дешевле, чем его можно было бы продать, мы предоставили право заемщику продавать заложенное жилье и таким образом он может это сделать более выгодно для себя. И, соответственно, покрыть тело кредита, а может, что-то у него еще и останется».

Кроме этого, как напомнил Анатолий Аксаков, в первом чтении уже принят закон «О жилищных сбережениях», который, по его мнению, может создать в будущем базу для нормальной рыночной поддержки граждан, которые будут накапливать средства на первоначальный взнос или приобретение жилья, в том числе и с помощью ипотечного кредита.

Как сообщил еще один участник пресс-конференции, руководитель аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг, в виду завершения льготных программ в мае-июне наблюдались очень высокие темпы выдачи таких кредитов: люди спешили «заскочить в последний вагон». По прогнозу Михаила Гольдберга, в этом году в целом по рынку ипотечного кредитования снижение составит 30%.

Сергей Ишков.

Фото Артура Новосильцева / агентство «Москва»

дома, недвижимость, город, весна,Фото Артура Новосильцева / агентство «Москва»

Добавить комментарий