Как разрешилась загадка холодильника

Парадоксы российской экономики – начиная с импорта гвоздей и пуговиц до рекордов в некоторых отраслях.

Иллюстрация нейросети Kandinsky

В давние годы во время моих приездов в родной город Петропавловск мы c друзьями непременно собирались и в квартире родителей моего одноклассника Толи Губарькова. Они нас всех с малых лет опекали.

Однажды кто-то из нас заметил, что в ручке холодильника ЗИЛ, исправно служившего еще с середины 60-х годов, – замочная скважина. И мы принялись глубокомысленно рассуждать о коммунальной природе советского бытия и сознания. Ведь жизнь многих и многих с ранних советских лет проходила в коммунальных квартирах. Поэтому если холодильник на общей кухне, то замок вроде бы совсем не лишний…

Но! Холодильник в советские годы долго был почти недоступной вещью. Нельзя было просто так пойти и купить «Оку», «Бирюсу», «Саратов», «Памир»… А уж ЗИЛ – король! Приобрести его могли, тем более в середине 60-х годов, только люди, имеющие доступ к так называемым спецраспределителям для начальства. И эти люди не жили в коммуналках! Так зачем замок?!

Непонятно. И мы сошлись на том, что природа «совка» неистребима, что она проявляется в самых неожиданных поворотах и в самом неожиданном виде.

Вернувшись в Москву, я рассказал домашним. И тут наши «глубокомысленные» рассуждения получили полный, простой и неожиданный афронт. Мой тесть Анатолий Абрамович Брауде, ведущий конструктор ММЗ «Искра», один из авторов-разработчиков спускаемого аппарата космического корабля «Восток-1», того самого, на котором приземлился первый в мире космонавт Юрий Гагарин, – объяснил… На автозаводе ЗИЛ работала в числе других и поточная линия по производству дверных ручек для советских лимузинов. И ее, чтобы не тратиться, приспособили к холодильникам. Вполне роскошно получилось, в едином стиле. А замочная скважина… она как бы и незаметна.

Прошу прощения за столь пространный мемуар, но он, на мой взгляд, имеет некоторое условное, разумеется, метафорическое отношение к ситуации в современной экономике РФ. Речь о наших тогдашних «глубокомысленных» заключениях по поводу коммунальной природы советского бытия и сознания. А все оказалось проще простого и рационально: одно достижение «приспособили» к другому, пусть и с шероховатостью в виде замочной скважины на холодильнике, но в целом эффективно и на вид красиво.

О кризисе в экономике рассуждают многие.

Негативных прогнозов, сценариев, комментариев немало. Причем и от вполне официальных лиц и научно-исследовательских организаций, к тому же тесно связанных с правительством. Так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предполагает, что охлаждение экономики во втором полугодии может сопровождаться «тихим кризисом». Главный научный сотрудник Института экономических исследований Академии наук Игорь Николаев констатирует: «В целом же вывод такой: экономический рост все больше замедляется, инфляция растет».

Чем это грозит, предупреждала председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина на заседании правления в конце июля. Вначале она констатировала, что темпы роста ВВП высокие. Правда, при этом инфляция ускорилась, экономика находится в состоянии перегрева. «Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны. Нехватка этих ресурсов может привести к ситуации, когда темпы роста экономики будут замедляться, несмотря на все попытки стимулировать спрос. И весь стимул будет уходить в ускорение инфляции. По сути, это сценарий стагфляции». (https://cbr.ru/press/event/?id=18869)

Стагфляция – двойной кризис, резкий спад производства, сопровождаемый ростом инфляции.

Почти прогноз? В любом случае – реальное опасение. Реальное, потому что положение с собственным производством отнюдь не радужное. Начиная с того, что мы импортируем, например, гвозди и пуговицы, о чем с возмущением говорила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Только сделаем поправку: если бизнесу дешевле что-то покупать за границей, а не производить у себя, то он будет покупать. Другое дело, что в собственное производство надо вложить большие деньги, наладить затем выпуск высококачественных и дешевых товаров, окупить затраты.

Теперь – о фактах, которые не укладываются в негативные настроения.

В 2023 в России введено 110 миллионов квадратных метров жилья – абсолютный рекорд за всю историю, включая советский период: в полтора раза больше самого высокого в СССР показателя, который был достигнут в 1987 году. Если столько строят, значит, есть покупатели.

Вице-премьер Марат Хуснуллин на выставке-форуме «Россия» рассказывал, что в строительстве занято 11,5 миллиона человек – 16% от всей численности рабочих в стране. В отрасли используется такое количество стали, что оно в несколько раз превышает потребление стали в гражданском и военном машиностроении. То есть металлургическая промышленность удовлетворяет спрос всех в полном объеме.

В 2023 году достигнут рекорд в развитии дорожной сети – уложено более 188 миллионов квадратных метров асфальтобетона.

Отдельно – о Москве. Здесь за минувший год введено 114 объектов только социальной инфраструктуры, включая 68 школ и детских садов, 24 медицинских учреждения, 20 спортивных объектов, 2 объекта культуры.

И – 14 станций метро.  Тоже абсолютный рекорд за все время.

Как все это сочетается если не с негативными оценками, то с серьезными, обоснованными опасениями по поводу состояния экономики? Почему опыт эффективной работы одних отраслей не переносится на другие? Ведь и то, и другое сосуществует в одно и то же время.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Иллюстрация нейросети Kandinsky

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x