Что порождает нелегальную миграцию?

Госдума определила причины. Сразу уточним: принятые законы направлены не против мигрантов, а против коррупции.

зима, дождь, Москва
Фото Пелагии Тихоновой / агентство «Москва»

Но вначале попробуем ответить на некоторые вопросы – в прямом смысле, здесь и сейчас. Надо выбрать из нескольких представленных вариантов. Итак…

«В начале ХХ века П. А. Столыпин провел в России – аграрную реформу, отмену крепостного права, судебную реформу?

Монголо-татарское нашествие привело к – упадку хозяйства и культуры, прекращению раздробленности, пресечению династии Рюриковичей, оккупации русских земель монголо-татарами?

Количество субъектов в Российской Федерации – 85, 81, 69, 73?

4 ноября в России отмечается – День России, День народного единства, День Победы?

Период, названный Смутным временем, был в России – в 15 в., в 16 в., в 17 в.?»

Это несколько примеров из теста по истории России, который должен пройти любой мигрант из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана или другой страны, желающий устроиться у нас на работу. Есть еще тесты по русскому языку, по законодательству РФ, по налоговой системе. (https://rosmigrant.ru/test.php?POLL_ID=3&ID=72326&action=edit)

По поводу Дня народного единства и Смутного времени интересны результаты опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенных в прошлом и нынешнем годах.

Опросов среди граждан РФ, разумеется.

В прошлом году на вопрос «Что мы отмечаем 4 ноября?» правильный ответ дали 24% респондентов. То есть 76% россиян не смогли ответить, что это за праздник. 16% считали, что это День Октябрьской революции 1917 года, День Конституции, остальные затруднялись с ответом. (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/narodnoe-edinstvo-2023)

В нынешнем году на вопрос «Вы знаете или не знаете, к какому историческому событию приурочен праздник 4 ноября?» правильный ответ дали 15%. А 73% – «Не знаю, затрудняюсь ответить, нет ответа». (https://fom.ru/Proshloe/15091)

Теперь о принятых Госдумой, одобренных Советом Федерации и подписанных президентом законах, направленных на системное противодействие незаконной миграции. О них можно сказать двумя словами: давно пора! Сразу уточним: это законы не против мигрантов, а против коррупции.

Антимигрантская риторика присутствовала чуть ли не десятилетия. В том числе и в массовом сознании. Так получалось, что в нелегальной миграции обвиняли мигрантов. Редкие голоса о сути дела тонули в возмущенном хоре.

Теперь все определено. При рассмотрении пакета законопроектов с трибуны Госдумы было отмечено:

«Первоочередная задача – это четкое разграничение нелегальной и легальной миграции. <…> Мы в 48 раз повышаем нижний порог ответственности, относя организованную нелегальную миграцию к особо опасным, особо тяжким преступлениям, и минимальный порог ответственности будет 8 лет лишения свободы (до 15 лет)».

И очень существенное – «Это преступление на 99 процентов совершается гражданами России».

Имеются в виду не рядовые граждане, а лица, наделенные административными полномочиями, имеющие возможности, в том числе финансовые.

Точки расставлены. По закону, вступившему в действие 9 ноября, организация незаконной миграции в составе организованной группы признается особо тяжким преступлением, влекущим максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей. Максимальный срок наказания в виде лишения свободы за преступления, связанные с фиктивной регистрацией и постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, увеличивается с трех до пяти лет. (http://www.kremlin.ru/acts/news/75543)

Еще одна острая тема, постоянно муссируемая СМИ и, соответственно, обществом – мигрантская преступность. Если судить по прессе и социальным сетям, то положение тревожное. Основание для таких выводов дают и сообщения некоторых официальных источников о большом количестве преступлений, совершаемых гастарбайтерами. Эти сообщения подхватываются прессой и разносятся по социальным сетям.

Между тем, существует официальная статистика, приводимая также официальными лицами, которая опровергает панические слухи.

Год назад на пресс-конференции в информационном агентстве «Национальная служба новостей» член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член общественного совета при МВД Владимир Волох привел такие данные:

«За последние 15 лет количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами, составляет 2% от общего числа преступлений». (https://nsn.fm/society/v-obschestvennom-sovete-pri-mvd-nazvali-protsent-prestuplenii-migrantov?fromtg=1)

Это подтверждают ученые из Института демографических исследований академии наук.

«В конце лета 2023 года по запросу Следственного комитета мы делали небольшой обзор по преступности мигрантов, – рассказала журналистам директор института Марина Храмова. – Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, составило в целом по России 40,15 тыс. (2,04% от общей численности зарегистрированных преступлений) <…> Большая часть – против таких же мигрантов. То есть преступления не выходят за пределы мигрантских сообществ и чаще всего носят бытовой характер, где-то на религиозной почве, или, например, просто драка на рынке. В отношении граждан России фиксируется незначительная доля преступлений, но, конечно, в нашем общественном сознании это действительно резонансные ситуации. (https://www.rbc.ru/economics/10/02/2024/65bbab919a79478bcd1aed9f)

Казалось бы, все просто: тот, кто совершил преступление, должен быть изобличен и наказан. И точка. Но когда постоянно смещаются акценты (2% преступлений получаются больше 98%), тогда мы имеем соответствующий резонанс. И соответствующее отношение к мигрантам.

Сергей Баймухаметов.

Фото Пелагии Тихоновой / агентство «Москва»

зима, дождь, Москва

Добавить комментарий