В ходе пресс-конференции в НСН заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов заявил о том, что алкогольную продукцию нужно убрать из продуктовых магазинов, чтобы предотвратить дальнейшую алкоголизацию населения.

«Мы с вами каждый день ходим в продуктовые магазины, в торговые центры, и что мы видим? Любой продуктовый магазин – это самая потрясающая рекламная площадка для продажи алкоголя. Мы видим, что пиво расположено не только в отделе алкоголя, но еще постоянно находится в специальных секциях-холодильниках возле чипсов (а чипсы в основном ест молодежь), сухариков, снеков. То есть это такая очень четкая и хорошо продуманная реклама пива. Вино очень часто стоит рядом с сырами, колбасами и т. п., и когда человек приходит в такой магазин, у него сразу срабатывает рефлекс и он думает: возьму-ка я к этой прекрасной закуске бутылочку вина и пару баночек пива», – отметил Андрей Свинцов, обосновывая необходимость соответствующей законодательной инициативы.
По его словам, то же самое касается и крепких алкогольных напитков: «Когда идешь мимо этих полок, видишь, что производители алкоголя вкладывают миллиарды рублей в этикетки, в саму бутылку, в какие-то наклейки. То есть пройти в продуктовом магазине мимо алкоголя невозможно. Ну ладно, мы взрослые люди, и сами за себя отвечаем, но речь идет о детях и подростках. Когда маленький ребенок ходит вместе со своими родителями в продуктовые магазины, он везде абсолютно, включая отделы с игрушками, видит какое-то упоминание алкоголя, потому что те же холодильники с пивом умудряются ставить таким образом, чтобы их было видно с любого места в продуктовом магазине. Поэтому наше предложение, которое мы в первый раз внесли еще 10 лет назад, но, к сожалению, тогда Госдума его отклонила, заключается в том, чтобы убрать алкоголь с глаз (с аналогичной инициативой по сигаретам мы тоже бились больше 10 лет, но все-таки победили: сейчас сигареты спрятаны). Как это сделать? У нас есть магазины-алкомаркеты, и пожалуйста, вы можете торговать там, но туда не должны попадать лица до 18 лет. Если речь идет о больших торговых центрах или магазинах, то все, что связано с алкоголем, нужно вывести в отдельные залы, где тоже должно быть введено ограничение «18+».
По мнению депутата, к алкоголизму приводит именно спонтанное употребление алкоголя: «Когда ты каждый день ходишь в продуктовый магазин и постоянно где-нибудь около кассы берешь себе бутылочку пива или вина или, не дай бог, крепкого алкоголя, то у тебя появляется системное употребление алкоголя, которое и приводит к болезни».
О том, что под всеми этими опасениями есть реальная почва, говорит статистика. Так, по данным Росстата, 58% россиян старше 15 лет хотя бы раз в год употребляют алкогольные напитки. Это 68,7 млн человек или почти половина населения страны. По оценке Всемирной организации здравоохранения, 20% россиян старше 15 лет или примерно каждый третий из тех, кто употребляет алкоголь, подвержен «эпизодическому тяжелому пьянству».
Однако, как отметила еще одна участница пресс-конференции, клинический психолог, аддиктолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Александра Изюменко, одним усовершенствованием системы выкладки товара проблему алкоголизации населения решить вряд ли удастся, ведь употребление алкоголя – это способ защиты от реальности. По ее словам, употребляя алкоголь, и подростки, и взрослые ищут способ, как защититься от этого мира. А тот, кто ищет, как поется в известной песне, то всегда найдет.
Сергей Ишков.
Фото Freepik