В течение нескольких последних лет государство тратит больше, чем зарабатывает. Откуда берутся деньги на покрытие дополнительных затрат?
По данным Министерства финансов, в 2021 году дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами) составил 2,7 триллиона рублей. (https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf)
В 2022 году – 3,3 триллиона.
В 2023 году – 3,2 триллиона.
В 2024 году – 3,4 триллиона.
В целом – более десяти процентов каждый год.
В текущем, 2025 году запланирован дефицит в 1,173 триллиона.
Как показывает практика, в действительности расходов получается больше, чем предусматривалось. Федеральное казначейство свидетельствует, что уже за январь-февраль дефицит бюджета составил 3,841 триллиона рублей – в три раза больше, чем «запланировано» на весь 2025 год. (https://www.interfax.ru/business/1017412)
Минфин объясняет ситуацию опережающим авансированием по госконтрактам и ускоренными госзакупками. Так было и в предыдущие два года. Ведомство заверяет, что в течение следующих месяцев положение выправится. То есть сведется к плановому убытку в 1,173 триллиона.
Откуда берутся деньги на покрытие дополнительных расходов?
Ответ: из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Он был создан, когда в страну в 2000 – 2014 годах хлынул поток нефтедолларов. Например, в 2011 году была зафиксирована максимальная цена барреля российской нефти марки Urals – 122,9 доллара. Для сравнения: в ноябре-декабре 1998 года она падала до 9,72 доллара.
ФНБ формируется в основном за счет дополнительных нефтегазовых доходов. И исправно выполнял и выполняет свою роль, стабилизируя госбюджет.
Но… Центробанк предупреждает, что деньги могут закончиться. В октябре прошлого года ЦБ обнародовал «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов». Отметим: тогда еще не было нынешней тарифной войны, вызванной новой администрацией США и охватившей чуть ли не весь мир. Документ опубликован Центробанком полгода назад. Представлено несколько сценариев. Будем надеяться на благоприятные, учитывая, разумеется, и другие. Кризисный сценарий предполагает самое сложное развитие событий:
«Цены на нефть будут существенно ниже в сравнении с базовым сценарием на всем горизонте. Для российской экономики, помимо ухудшения условий торговли, это также означает вероятное усиление санкционного давления, из‑за чего дисконт на отечественные товары расширится. На фоне значительного падения сырьевых цен при действующих параметрах бюджетного правила это приведет к активному использованию ликвидной части ФНБ для нейтрализации шока, что создает риски исчерпания средств ФНБ в течение 2025 года». (https://www.cbr.ru/Content/Document/File/164702/on_2025(2026-2027).pdf)
Бюджет-2025 составлен из расчета цены на российскую нефть марки Urals в 69,7 доллара за баррель. Предельно низкая предполагаемая цена – 60 долларов. Если ниже, начнутся немалые проблемы. По сообщению Министерства экономического развития, в марте нефть марки Urals уже продавалась по 58,99 доллара. В начале второй декады апреля падала до 50 долларов за баррель и ниже.
При этом Центробанк еще полгода назад закладывал в кризисный сценарий и худшие варианты:
«С учетом более низкого равновесия мировых цен на сырье потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к базовой цене нефти на уровне 40 долларов США за баррель к 2027 году. Сокращение базовых нефтегазовых доходов вследствие снижения цены отсечения в правиле будет способствовать бюджетной консолидации – снижению расходов бюджета в относительном выражении».
В переводе на обычный язык это означает, что, возможно, придется туго затянуть пояса. Понятно, что правительство разработало и разрабатывает ряд мер для пополнения бюджета. Так, с 1 января в России введена прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ). По прежней шкале 13% будут отчислять от заработка граждане с доходами до 2,4 миллиона рублей в год. От 2,4 до 5 миллионов – 15%. От 5 до 20 миллионов рублей – 18%. От 20 до 50 миллионов – 20%. Гражданам с годовым доходом свыше 50 миллионов рублей придется платить налог по ставке 22%.
Если говорить о НДФЛ, то и новая шкала налогов – мягкая. В некоторых странах Запада максимальная ставка налога на доходы богатых – 40%. Почему мы не вводили прогрессивную шкалу раньше – непонятно.
Повышается также налог на прибыль организаций и предприятий. По расчетам Минфина, в целом государство получит 2,6 триллиона рублей – дополнительно.
По поводу резервных средств есть и особое мнение. Так, доктор экономических наук, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин считает, что деньги не должны лежать мертвым капиталом, что деньги надо вкладывать в развитие. В эфире радиостанции «Говорит Москва» (https://govoritmoskva.ru/interviews/3532/) он объяснял:
«Вот я завтра простужусь, не смогу работать. Поэтому должна быть заначка на черный день. А у государства заначка на черный день должна быть очень маленькая. Потому что, если я грамотно использую деньги на текущие нужды – на оборону, на экологию, на инфраструктуру – у меня не может быть черного дня, не будет его».
На мой взгляд, идеалист… Хотя и экономист.
На 1 марта этого года общий объем ФНБ составлял 11,880 триллиона рублей. Ликвидная часть – валюта и золото, которые можно оперативно потратить при необходимости, – 3,393 триллиона. (https://www.interfax.ru/business/1012276)
Остальное – акции, облигации, вложения в крупные проекты.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»