Рынок продажи жилья переживает непростые времена

По мнению зампреда Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ, зампреда комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Светланы Разворотневой, которым она поделилась в ходе пресс-конференции в ОСН, это вызвано рекордным повышением ключевой ставки и сужением круга людей, которые могут претендовать на льготную ипотеку.

Фото Александра Авилова / агентство «Москва»

Как отметила Светлана Разворотнева, все это привело к существенному сокращению спроса и затовариванию уже построенного жилья, особенно в сегменте эконом-класса. Но даже если говорить об ипотеке еще до момента повышения ключевой ставки, то и тогда, по ее словам, она была доступна далеко не всем: «Проводились исследования, и, по самым оптимистичным подсчетам, ипотеку (даже льготную) могли себе позволить по финансовым возможностям не более 50% российских семей. Там были и другие цифры: только 30% семей с детьми могут позволить себе ипотеку. Но, к сожалению, в нашей стране покупка квартиры с помощью ипотеки была фактически единственным способом улучшения жилищных условий. Да, никто не отменял у нас предоставления жилья гражданам с низкими доходами, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Да, жилье им должны предоставлять муниципалитеты. Но считанное количество муниципалитетов что-то строят. На очереди сейчас стоит 2 млн семей, и в настоящее время средний срок ожидания этой квартиры – 25 лет. Это больше, чем в Советском Союзе. Это можно считать просто отсутствием возможности. Есть какие-то другие альтернативы: у нас есть, например, кооперативы с господдержкой. Правда, этот рынок очень сильно свернулся в свое время, когда недобросовестные застройщики стали использовать кооперативы, чтобы обойти 214-й ФЗ. Но тем не менее, они есть: 38 проектов за 12 лет. Это тоже можно считать отсутствием».

Сейчас, резюмировала Светлана Разворотнева, у городского жителя фактически нет возможности улучшить жилищные условия: «У нас с упорством, достойным лучшего применения, государство в предыдущие годы поддерживало льготную ипотеку и тратило на это очень серьезные деньги. Согласно отчету Счетной палаты, снижение ставки ипотечного кредита на 1% дает 2% увеличения стоимости квадратного метра. То есть ипотека очень сильно разогрела рынок. Кроме этого, как выяснилось, она была абсолютно не адресной, потому что некоторые продвинутые граждане умудрялись брать по 20 льготных ипотек. Сейчас всеобщая ипотека закончилась, но надо давать людям какие-то другие инструменты для улучшения жилищных условий. Но прежде чем перейти к тому что дальше, я бы хотела назвать еще две опасности существующей ипотечной схемы: у нас действует законодательство, в рамках которого человек, который не справляется с ипотекой, продав квартиру, может еще оказаться должен банку. В разных странах подход к этому разный. Объясняется это тем, что льготные ипотеки от застройщика очень сильно увеличивали стоимость квадратного метра, и люди, покупая на первичном рынке жилье за определенную цену, оказываются не в состоянии продать его за эту же цену на рынке вторичном. Особенно если все это происходит через аукционы. Слава богу, мы приняли закон, согласно которому человек может все-таки самостоятельно выставить на продажу эту квартиру, но это еще не является гарантией, что он сумеет выручить нужную сумму. Поэтому не исключено, что вскоре у нас появится огромное количество людей без жилья, но с долгами. Вторая опасность заключается в том, что не столько важна стоимость кредита самого по себе, сколько стоимость квадратного метра, а у нас есть данные, согласно которым с 2001 года стоимость квадратного метра жилья увеличилась более чем в 120 раз. Это, наверное, самый быстро растущий продукт по стоимости, кроме сигарет».

По ее мнению, если говорить про застройщиков, то они будут постепенно сужать перечень проектов, которые они будут выводить на рынок, чтобы таким образом минимизировать свои затраты. При этом если ключевая ставка упадет, то мы можем столкнуться с дефицитом предложения на рынке, и это опять спровоцирует повышение цен. Как резюмировала Светлана Разворотнева, такой замкнутый, бесконечный круг.

Сергей Ишков.

Фото Александра Авилова / агентство «Москва»

Добавить комментарий