ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ «ЯЩИК ЗАКРОЕТСЯ»?

ВКонтакте и Одноклассников «поставят в строй», а Facebook запретят?
До сих пор приоритет государственного ТВ в информационном пространстве считался абсолютным, подавляющим. Сегодня появились сомнения.
Сейчас в интернете активно обсуждается опубликованная в авторитетной и популярной «Новой газете» информация, что фильм Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон», размещенный в Сети, просмотрело 35 миллионов россиян, в то время как аудитория программы «Время» — 6 миллионов, 4 процента населения, и средний возраст этой аудитории — 63 года.
Да, фильм «Он вам не Димон» только за первый месяц, со 2 марта по 2 апреля, и только по счетчику YouTube, набрал более 16 миллионов просмотров. И с каждым днем число зрителей увеличивается. С учетом того, что он размещен на других площадках, в социальных сетях, можно говорить об аудитории в 35 или даже 40 миллионов на сегодняшний день.
Но подтверждений, что аудитория программы «Время» — только 4 процента населения, и средний ее возраст — 63 года, найти не удалось, хотя издание отметило, что «это официальная статистика». Ссылок на официальные источники нет.
Тем не менее, падение интереса к госТВ бесспорно. О чем говорят и специальные измерения, и социологические опросы.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ): «Если в 2012 году 78% опрошенных сказали, что смотрят телевизор «практически каждый день» в течение недели, то в 2016 – лишь 61%».
Здесь речь не об информационных и общественно-политических программах, а о телевидении в целом, включая кино, сериалы, развлекательные передачи. К тому же 6% респондентов ответили, что не смотрят ТВ вообще.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): «В 2015 году 62% пользовались телевидением как источником главной информации, в 2016 году — 57%».
По данным центра Mediascope, официального измерителя российской телеаудитории (утвержденного Роскомнадзором), в воскресенье 5 марта 2017 года «Вести надели» смотрели примерно 3,8 миллиона человек, воскресную программу «Время» — около 3,5 миллиона, «Итоги недели» — почти 2,2 миллиона россиян.
Тенденция очевидна. В 70-е годы прошлого века в диспетчерских энергоцентров СССР с особой бдительностью ждали вечерней информационной программы «Время», потому что напряжение резко падало – многие по всей стране выключали телевизоры. Ситуация может повториться. Свободный, дающий разные точки зрения интернет пусть и медленно, но неумолимо оттесняет и вытесняет госТВ. И что будет, если, образно говоря, «ящик закроется»?
Возможно, в предчувствии, из опасения конкуренции, в Госдуму уже внесли законопроект о «регулировании деятельности социальных сетей». Он состоит из многочисленных запретов и ограничений. Дети до 14 лет не допускаются, остальные должны зарегистрироваться только под настоящими именами и фамилиями, указав паспортные данные, «запрещается информировать граждан о несанкционированных собраниях и митингах, распространять информацию о несогласованных мероприятиях», и т.д. Встречаются слова «иную» и «прочее», под которые можно подвести что угодно и кого угодно с последующим судебным приговором.
ВКонтакте и Одноклассники — в российской юрисдикции, их можно «поставить в строй», а Facebook — зарубежный. Его придется запретить? ВКонтакте, Одноклассники и Facebook в совокупности имеют в России до 100 и более миллионов посещений в день.
Законопроект вызвал негативную реакцию и в Думе, Но даже если внесут поправки и примут, запреты и ограничения не помогут. Только усилят протестные настроения молодежи. А вопрос-то для государства и государственных чиновников — основополагающий. Как быть и что будет, если (в том числе и с естественным уходом старшего поколения) «ящик закроется», уровень интереса к госТВ и госпропаганде упадет ниже нижнего?
Широким массам россиян почти неизвестно, что в США, например, запрещена государственная пропаганда внутри страны — государству нельзя иметь в собственности средства массовой информации. Да, есть «Радио Свобода» и радиостанция «Голос Америки», но они вещать на территорию США не имеют права. До 2013 года американским СМИ не разрешалось даже использовать их материалы. Сейчас, в связи с доступным всем интернет-пространством, запрет стал формальностью, и его отменили: кто хочет, тот пусть пользуется, с разрешения правообладателя. Но неизменным остался пункт закона, по которому «Голос «Америки» и «Радио Свобода» не могут создавать программы и материалы, рассчитанные только на американскую аудиторию. Власть, государство не имеет права заниматься пропагандой внутри страны.
Нам это непонятно, странно.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x